- БЛЮМЕНБЕРГ
- БЛЮМЕНБЕРГ
-
БЛЮМЕНБЕРГ (Blumenberg) Ханс (род. 1920) —немецкий философ, профессор университетов Гамбурга (1958—60), Гессена (1960—65), Бохума (1965—70) и Мюнстера (1970—85). Темой кандидатской диссертации (1947) Блюменберга была “проблема изначальности” (Uispriinglichkeit) в средневековой метафизике, темой докторской (1950) — “онтологическая дистанция” в феноменологии Гуссерля. Мышление развертывается не столько в понятиях, сколько в образах, метафорах. Отсюда обозначение собственного философского проекта Блюменберга в качестве “метафорологии”, основные черты которой изложены в книге “Парадигмы метафорологии” (I960) и других работах. Философия Нового времени, несмотря на ее притязания на чисто понятийную рациональность, так же не свободна от метафор, как и предшествующая мысль. Исследование истории мышления вообще и истории философии в частности, взятое как исследование базовых для той или иной эпохи метафор, приобретает у Блюменберга не исторический (историко-философский), а собственно философский статус. Осмысленное представление о мире как о связном целом достигается именно благодаря метафорам. Последние никоим образом не являются предварительной ступенью к понятию (как полагают последователи гегелевской и кантианской традиций). Самый крупный из трудов Блюменберга—“Легитимность Нового времени” (Legitimität der Neuzeit, 1966—76). Здесь он выступает против рассмотрения-Нового времени сквозь призму теории секуляризации. Новоевропейское сознание рождается из той же потребности в смысле и тех же “смысловых ожиданий”, что и предшествовавшие ему эпохи; его радикализм в противопоставлении “просвещения” невежеству коренится в неспособности утвердить себя иначе как через отвержение претензий теологии на универсальность. Рациональность человеческого жизнеустроения никогда не бывает полной: никакое просвещение не в силах упразднить миф.Другая фундаментальная книга Блюменберга—“Работа над мифом” (Arbeit am Mythos, 1979) — посвящена демонстрации неустранимости мифологических элементов из мышления. “Миф” всегда сопутствует “логосу”, однако, предупреждая разум (логос) от впадения в самонадеянность, Блюменберг не питает иллюзий относительно возможности “ремифологизации” мира. Этот круг идей раз рабатывается в его многочисленных работах. Самые заметные из них: “Генезис коперниканского мира” (1975), “Действительности, в которых мы живем” (1981), “Время жизни и время мира” (1985), “Читаемость мира” (1985), “Страсти по Матфею” (1988), “Выходы из пещеры” (1989). Скрупулезность историко-философских и историко-культурных экскурсов Блюменберга сделали его одним из самых почитаемых авторов в немецкоязычной культуре.Соч.: Selbsterhaltung und Beharrung. Zur Konstitution der neuzeitlichen Rationalität. Mainz, 1970; Schifibroch mit Zuschauer. Paradigma einer Daseinsmetapher, 1979; Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии.—“ВФ”, 1993, № 10. Лит.: Kirsch-Hcienerl J. Zeitgeist—Die Vermittlung des Geistes mit der Zeit. Eine wissenssoziologische Untersuchung zur Geschichtsphilosophie Hans Blumenbergs. Fr./M., 1988.В. С. Малахов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.