- БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА
- БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА
-
БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА (санскр. bimbapratibimba- va da— учение об образе и прообразе)—в индийской мысли, прежде всего в веданте, представление о том, что индивидуальная душа представляет собой отражение высшего Брахмана. Согласно адвайта-веданте Шанкары, душа тождественна Брахману (или высшему Атману), более того, сама множественность душ иллюзорна, а индивидуальные, личностные особенности души— это всего лишь сжатая история ее прежних рождений, протекавшая целиком в сфере майи. Однако до тех пор, пока эмпирический мир продолжает свое относительно реальное существование, невозможно и полное растворение души в Брахмане; возможно только неразличение, подобие (как между отражением, образом — “пратибимба” и отражаемым, прообразом— “бимба”). В Комментарии на “Брахма-сутры” Шанкары сказано: “А душа—лишь отражение высшего Атмана” (2.3.50). В целом в послешанкаровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна для направления “виварана”, восходящего к ведантисту Падмападе; здесь сама космическая иллюзия—майя— приобретает известную самостоятельность, начиная все больше походить на Пракрити санкхьи, а индивидуальная душа оказывается более устойчивым образованием, “отражаясь” в некоем сравнительно реальном субстрате. Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сарваджнятмана, и Видьяраньи. В двайта-веданте Мадхвы душа является отражением Бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего “сходства” (садришья) с Кришной.Н. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.