БАПТИЗМ


БАПТИЗМ
БАПТИЗМ
    БАПТИЗМ (от греч. Βαπτίζω—“погружаю в воду”, “крещу”), крупнейшая протестантская церковь, возникшая как радикальная ветвь английского пуританизма. Баптисты потребовали полной независимости от светской власти, замены прихода (parish-church) самоуправляющейся церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь из “заново рожденных” верующих, которые сознательно и публично приняли крещение. Изначально определились две соперничавшие между собой формы баптизма. 1. Общие (генеральные) баптисты, убежденные, что Иисус Христос искупил грехи всех людей и судьба христианина зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих баптистов была образована в 1609 английскими пуританами, переселившимися в Амстердам (в 1611 они вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты, разделяющие учение Ж. Кальвина: искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределенных Богом к спасению. Впервые частные баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели доминирующее положение в баптизме.
    В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер Уильяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде (Новая Англия). Он вошел в историю как борец за веротерпимость и свободу совести против местной пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особенно среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою очередь распались на многочисленные разновидности. Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже около 7 млн верующих.
    Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали проблемы личности, мировоззренческой ориентации личности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким примером может служить знаменитая аллегория Д. Буньяна (1628—88) “Путешествие пилигрима в небесную страну”, в художественной форме изобразившая путь души к Богу. Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов, социальных философов и политических деятелей, во многом определивших облик западной культуры, евангелические проповедники Ч. Спёрджен и Б. Грэм, лидер социального евангелизма У. Раушенбуш и его суровый критик Р. Нибур, фундаменталист Д. Муди, модернист Ш. Мэтъюс, негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл—символ религиозных правых. В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской ассоциации проникают на- Европейский континент, прежде всего в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874 под влиянием английского проповедника Г. Редстока в Петербурге возникают группы евангельских христиан (“редстокисты”, “пашковцы”), принявших вероучение общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов. Несмотря на активное противодействие Русской Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской монархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной “революции духа”, следуя социальному евангелизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг. репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
    Как разновидность протестантизма баптизм единственным источником вероучения признает Библию, отрицает католическую (равно как и православную) доктрину спасения: спасает только личная вера—sola fide; отвергает церковные таинства, культ святых, монашество, почитание икон, священнические облачения и т. п. В баптистской проповеди преобладают морально-назидательные темы. Главный мотив: “Жить в мире, но быть не от мира сего”, т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь из людей, сознательно и публично принявших крещение. Сплоченный коллектив “братьев и сестер”, строго соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства, сквернословия, грубости и т. п.), на деле проявляющих добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших свою незащищенность, одиночество и несправедливость “греховного мира”. Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное воспитание в семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении, подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
    В 1944 баптисты и евангельские христиане были объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские менониты (1963). Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около 250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается. Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протестантская церковь, действующая во всех странах и регионах: Она насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых проживают в США.
    Лит.: Буныш Дж. Духовная война. Путешествие пилигрима в небесную страну. Бармен, 1921; КлибановА. И. История религиозного сектантства в России. М., 1965, гл. 5; КисловаА.А. Идеология и политика американской баптистской церкви. М., 1967; Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М-, 1977; Вероучение Евангельских христиан-баптистов.—“Братский вестник”, 1985; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; История баптизма, сб., вып. . Одесса, 1996; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997; Tbrbet Robert G. History of the Baptists. L., 1966; Wder Henny C. A Short History of the Baptists. Valley Vorge, 1967.
    Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "БАПТИЗМ" в других словарях:

  • БАПТИЗМ — (от греческого baptizo окунаю, крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. Наибольшее число баптистов в США. В России баптизм распространился в 60 х гг. 19 в. Баптизм упростил культовую и церковную организацию. Баптисты не… …   Современная энциклопедия

  • БАПТИЗМ — (от. греч. baptizo окунаю крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в нач. 17 в. Наибольшее число баптистов в США. В России баптизм распространился в 60 х гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Баптизм — одно из наиболее крупных течений протестантизма. Англиканский проповедник Дж. Смит в 1607 г. или 1608 г. вместе со своими соратниками принял в Амстердаме (Нидерланды) сознательное крещение (т.е. крещение в возрасте) обливанием лба и в 1609 г.… …   Исторический словарь

  • БАПТИЗМ — БАПТИЗМ, баптизма, мн. нет, муж. (рел.). Учение баптистов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БАПТИЗМ — БАПТИЗМ, а, муж. Разновидность протестантизма, возникшая в нач. 17 в. и распространённая главным образом в Америке и Европе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАПТИЗМ — (от греческого baptizm окунаю, крещу водой), течение в протестантизме. Возник в начале 17 в. в Англии. Баптисты упростили культовую и церковную организацию; не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не… …   Русская история

  • баптизм — а, мн. нет, м. (фр. baptisme …   Словарь иностранных слов русского языка

  • баптизм — сущ., кол во синонимов: 1 • протестантизм (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Баптизм — (греч. baptizo – окунаю, крещу водой) – разновидность протестантизма, сторонники которого придерживаются принципа спасения лишь посредством личной веры; не признают икон, святых, мощей, распятия. Возник в Европе в ХVII в., в России получил… …   Энциклопедия культурологии

  • баптизм — а, м. baptisme > гр. baptizo погружаю в воду, крещу. Разновидность протестантизма, характеризизующаяся отрицанием духовенства как посредника между верющими и богом и совершением обряда крещения в сознательном возрасте. БАС 2. Лекс. Уш. 1934:… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

Другие книги по запросу «БАПТИЗМ» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.