АФИНСКАЯ ШКОЛА

АФИНСКАЯ ШКОЛА
АФИНСКАЯ ШКОЛА
    АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма—направление 1)в среднем платонизме 1—2 вв. и 2) неоплатонизме кон. 4— сер.6 в.
    С сер. 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин,—прежде всего в Александрии, в связи с чем возникло противопоставление академиков, т. е. представителей скептической Академии, и платоников, признававших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения. Первый известный платоник Афинской школы—выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80 н. э.). У него в 66—67 учился Плутарх из Херонеи, по сочинениям которого (“Платоновские вопросы”, комментарий на “Тимея”, толкования мифов, и др.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформировавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), носил пифагорейскую окраску, в связи с чем следует предполагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, который, по Симпликию, вслед за неким Лукием написал книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, используя для критики Аристотеля положения стоицизма.
    Стремление отделить учение Платона от аристотелевского характерно также для К. Тавра, о школе (διατριβή) которого можно составить представление по Авлу Геллию: на занятиях читались и комментировались тексты Платона, реже—Аристотеля; после лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, которые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Тавра; избранных учеников Тавр приглашал домой на обеды, в ходе которых также обсуждались возникавшие “вопросы” (жанр философских бесед), о которых можно судить также по “Пиршественным вопросам” Плутарха. Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Аттик (вероятно, первый диадох восстановленной Марком Аврелием в 176 платоновской кафедры в Афинах), для которого, однако, характерны элементы стоицизма, объясняемые, впрочем, влиянием того же Евдора. Ученики Аттика—Гарпократион из Аргоса, Авл Геллий, Апулей, Герод Аттик.
    В 3 в. разработка платоновской философии в Афинской школе, видимо, сменяется в основном общеобразовательными штудиями. Известен только один диадох, занятый проблемами платонизма: Евбул (сер. 3 в.), писавший о “Филебе”, “Горгии” и аристотелевских возражениях на “Государство” Платона, автор сочинения “Платоновские вопросы”. Хотя в Афинах в это время были известны (напр., Лонгину) сочинения Плотина, его учение не находит там отклика.
    Для формирования Афинской школы неоплатонизма решающим было влияние Ямвлиха, философия которого была усвоена Академией, видимо, благодаря Приску и Ямвлиху Младшему, внуку Сопатра Апамейского, ученика и преемника Ямвлиха по руководству Сирийской школой неоплатонизма. Первым диадохом постямвлиховской ориентации в Афинах был Плутарх Афинский (ум. 432). Его ученик и преемник— Сириан, затем во главе школы стоял Прокл (ум. 485). При Плутархе, Сириане и Прокле в школе читался вводный курс аристотелевской философии (см. Александрийская школа, Аристотеля комментаторы), затем курс философии Платона, состоявший из 12 диалогов, расположенных в строгой последовательности и соотнесенных с определенными разделами философии (т. н. “канон Ямвлиха”): “Алкивиад Ь—протрептическое введение, побуждение к философии; “Горгии”, “Федон” — этика; “Кратил”, “Теэтет”—логика; “Софист”, “Политике—физика; “Федр”, “Пир”—теология; “Филеб”—заключительный диалог, дающий сводку основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл, второй, высший цикл состоял из “Тимея” (физика) и “Парменида” (теология); иногда в программу включалось “Государство” и “Законы” (политика). Завершался курс толкованием “Халдейских оракулов”. В Афинской школе этого периода ревностно относились к законам языческого благочестия: соблюдались не только исконно греческие праздники, но и египетские, фригийские и др. В школе учились александрийцы, благодаря чему развитой афинский неоплатонизм привился и там: у Плутарха учился Гиерокл, у СшрааиА—Гермий (его комментарий к “Федру” восходит к лекциям Сириана), у Прокла—Анионе”, сын Гермия. Среди слушателей Афинской школы этого периода — автор Ареопагитского корпуса (см. Псевдо-Дионисий Ареопагит). Последовавшие за Проклом диадохи не могли поддержать заданный им стиль преподавания: Марин — больше математик, чем философ; Исидор Александрийский доверял божественному озарению больше, чем систематической разработке философии; Гегий и Зенодот—фигуры мало известные и незначительные. Только при последнем схолархе, Дамаска”, в школе восстанавливается “канон Ямвлиха”.
    Для Дамаския — как до него для Сириана—характерен подчеркнутый антиаристотелевский пафос (иной раз он упрекает в аристотелизме даже Прокла, предпочитая ему в ряде принципиальных вопросов Ямвлиха), его комментариям свойствен больший прагматизм и интерес к конкретным деталям, а систематическим “Первым началам” — еще большая, чем у Прокла, схоластическая разработанность, не отменяющая, однако, доктринальной самостоятельности и умозрительной глубины.
    В 529 появился эдикт императора Юстиниана, запрещавший преподавание еретикам, евреям и “одержимым безумием эллинского нечестия”, а также специальное постановление, направленное в Афины и запрещавшее язычникам “преподавание философии и толкование законов”. Афинская школа прекратила преподавание. Вероятно, в кон. 531 Дамаскии с платониками (в их числе Симпликий и Прискиан), “высшим цветом философов” (по замечанию Агафия, из чьей “Истории” II 28—32 Keydel известен этот эпизод), отправляется из Афин ко двору персидского царя Хосрова I (восшедшего на трон 13 Сентября 531). В кон. 532 Хосров, заключив “вечный мир” с Юстинианом, добился для философов-язычников разрешения находиться в пределах Византийской империи, не подвергаясь преследованиям за свои убеждения. По версии М. Тардье> поддержанной И. Адо, к Хосрову отправился один Дамаскии, который и добился внесения соответствующей статьи в текст мирного договора. Остальные платоники находились в Харране (Каррах, в Месопотамии, в 30 км на юго-восток от Эдессы): существовавшая здесь до 1081 философская школа была одним из важных источников влияния разработанного в Афинской школе платонизма на мусульманскую философию.
    Лит.: Plwlus. Théologie Platonicienne, livre I. P., 1968, p. IX—UV; Entretiens sur l'antiquité classique, publiés par 0. Reverdin, B. Grange, Fr. Paschoud et Ch. Buchwalder, t. XXI: De Jamblique a Proclus. Vandoevres—Gen., 1975; Dillen J. The Middle Platonists. L., 1977, 2 ed. 1996; Dome H., Balles M. (Hrsg.). Der Platonismus in der Antike, I-I1I. Stutt.—Bad Cannstadt, 1978—1993; Tardieu M. Sabiens toraniqueset de Harran.—“Journal Asiatique”, 1986, 274, p. —44. См. также лит. к ст. Академия, Александрийская школа, Средний платонизм, Неоплатонизм.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АФИНСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • АФИНСКАЯ ШКОЛА —     АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма, направление в Среднем платонизме 1 2 вв. н. э. и неоплатонизме конца 4 сер. 6 в.     1) С середины 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин прежде всего в Александрии, в… …   Античная философия

  • Афинская школа — Рафаэль Санти Афинская школа, 1511 …   Википедия

  • Афинская школа (значения) — Афинская школа: Афинская школа  направление в среднем платонизме I II веков Афинская школа  направление в неоплатонизме конца IV  середины VI веков Афинская школа  фреска Рафаэля …   Википедия

  • Афинская школа изящных искусств — Оригинальное название греч. Ανωτάτη Σχολή Καλών Τεχνών Год основания …   Википедия

  • АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА — Направление в среднем платонизме I II вв. по Р. Х. и неоплатонизме кон. IV сер. VI в. С сер. I в. до Р. Х. платоническая догматика развивалась вне стен Академии Платоновской и даже вне Афин прежде всего в Александрии, впосл. на Востоке, в связи с …   Православная энциклопедия

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • Школа изящных искусств (значения) — Школа изящных искусств: Афинская школа изящных искусств Национальная высшая школа изящных искусств (Париж) Школа изящных искусств (Варшава) …   Википедия

  • Школа — как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Ш. и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА —     АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА 1) платонизма и 2) неоплатонизма.     Александрийская школа платонизма, название, условно объединяющее ряд философов платоников 1 в. до н. э. нач. 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но… …   Античная философия

  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА — античной ф и л о с о ф и и (по названию г. Александрии в Египте) – 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»