- АПОКАТАСТАСИС
- АПОКАТАСТАСИС
-
АПОКАТАСТАСИС (греч. άποκατάστασις — возвращение в прежнее состояние, восстановление). Уже пифагорейцы считали, что должно осуществиться восстановление прежнего состояния (Simpl. ad Phyn. Ar. 732 Diclu). Гераклит говорил о периодичности круговорота огня. Стоики полагали, что возможно повторение событий и вещей в круговом движении мира. Марк Аврелий учил о периодическом возрождении души (On se ips. XI 1). В христианстве—учение об исполнении пророчества, о котором упоминает апостол Петр, говоря о рождении и крестной смерти Иисуса Христа; оно было впоследствии истолковано как пророчество о спасении и восстановлении человека: “...до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков” (Деян 3:21). У Оригена апокатастасис означает конечное спасение всех тварей и, следовательно, временность адских мук. Это учение, осужденное церковью на Константинопольском Соборе в 543, разделялось Григорием Нисским, Дидимом Александрийским, Евагрием Понтийским, Диодором Тарсийским, Феодором Мопсуестийским, Исааком Сириным и некоторыми другими представителями патристики. После Реформации оно было возрождено в ряде радикальных протестантских течений — у анабаптистов, моравских братьев, христодельфийцев, универсалистов. Является существенным элементом в теологии Ф. Шлейермахера. Учение о вечном возвращении развито в 19 в. Ф. Ницше.Лит.: Ориген. О началах. Новосибирск, 1993; Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995; Исаак Сирии. О божественных тайнах и духовной жизни: Новооткрытые тексты. М., 1998; Илларион (Аяфеев), иером. Мир Исаака Сирина. М., 1998; Mehat A. Apocatastasis, Origene, Clement d'Alexandrie, Act. 3; Riemann 0. Die Lehre von der Apokatastasis, 1889. 21.—“Vigiliae Christianae”, 1956, N 10, November, p. 196—214; Muetler G. Origenes und die Apokatastasis.— “Theologische Zeitschrift”, 1958, 14, S. 174-190; Алиса/со Р. Apokatastasis nellä letteratura cristiana fino a Ireneo.—“Studia Patristica”, 1961, 3, p. 380—396; Mehat A. Apokatastasis chez Basilide,—Melanges d'histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. P., 1974, p. 365—373; CrouwlH. Differences entre les ressuscites selon Origene.—“Jahrbuch für Antike und Christentum” 9, supp. Gedenkschrift für A. Stuiber, 1982, S. 107—116.H. В. Шабуров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.