АНЭКАНТА-ВАДА

АНЭКАНТА-ВАДА
АНЭКАНТА-ВАДА
    АНЭКАНТА-ВАДА (санскр. anekäntavä da— учение о неоднозначности) — основная доктрина диалектической методологии в джайнской философии, суть которой в признании объективной многоаспектности сущего, несовместимой с абсолютизацией отдельных ее аспектов в рациональном познании мира. Пафос творцов анэканта-вады — в критике односторонних способов параметризации и вербализации действительности, предлагаемых другими философскими направлениями, и в акцентировке определенного “срединного пути” как гаранта против “идолов познания”. Анэканта-вада прежде всего систематизирует возможные подходы к описанию действительности (пауа), каждый из которых чреват при некорректной его экстраполяции за границы рационального той или иной абсолютизацией. Эти подходы были исчислены уже в “Таттватхигамасутре” Умасвати (I. 34—35), а затем истолкованы и систематизированы в “Сьядвадаманджари” Маллишены и в “Прамананайятаттварахасье” Гунаратны.
    Хотя Умасвати предлагал исчислять найи в количестве 8, средневековые авторы предпочитали считать, что их 7. В их число включались: l) naigamya-naya — нестрогая атрибуция качеств субстанциям (положение: “В душе есть бытие и сознание”, тогда как в данном случае бытие следовало бы отделять от сознания); 2) samgraha-naya — обращение к роду без уточнения видовых различий (душу, начала движения и покоя, а также пространство и материю относят к “субстанциям”, не проводя различений между ними);
    3) vyavahàra-naya — разложение целого на части (напр., “то, что есть, может быть либо субстанцией, либо атрибутом”): 4) rjusûtra-naya—выделение того состояния вещи, которое обнаруживается только в данный момент; 5) sabdanaya — буквалистская интерпретация слов и выражений (когда говорят, напр., “Гора Сумеру была, есть и будет”, то можно подумать, что указанные временные характеристики присущи горе как таковой); 6) samabhirûdha-naya— специальное рассмотрение синонимов (можно подумать, чтоИндра, Шакра и Пурандара — разные божества, а не имена одного); 7) evambhuta-naya—изолированное рассмотрение этимологии. Первые четыре найи соотносятся средневековыми джайнами с вещами самими по себе, три последние—с их вербализацией; первые три—с субстанциями, четыре последние — с их состояниями. Маллишена уточняет, что 1-я найя представлена в ньяя-вайшешике, 2-я абсолютизируется в монизме веданты (отчасти и в санкхье), 3-я—у материалистов-локаятиков, 4-я—у буддистов, 5—7-я—у грамматистов. Трактовки 2-я и 4-я представляют две взаимодополняющие крайние позиции индийской мысли, в которых реально абсолютизируются соответственно единство и неизменность Бытия и плюральность и изменчивость мира становления.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АНЭКАНТА-ВАДА" в других словарях:

  • ДЖИНА МАХАВИРА —     ДЖИНА МАХАВИРА (санскр. Jina Mahàvira, букв. “Победитель, Великий герой”) основатель джайнизма. определивший многие тенденции и джайнской философии. Один из шести знаменитых мыслителей шраманской эпохи. Джина проповедовал, вероятно, в 1 й пол …   Философская энциклопедия

  • ДЖАЙНИЗМ —         Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и… …   Словарь индуизма

  • джайнизм — Харинайгамеши стоит у лона Тришалы, держа в сложенных ладонях зародыш Махавиры. Миниатюра из индийской рукописи. джайнизм, древняя национальная религия в Индии. Сами джайны истинное зарождение своей религии относят к незапамятным временам и… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»