АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
    АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — класс суждений (утверждений, высказываний, предложений), истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа составляющих их элементов (терминов, элементарных высказываний) без обращения к внелогической или внеязыковой информации. Понятие аналитических суждений в противопоставлении понятию синтетических суждений было впервые сформулировано И. Кантом применительно к суждениям с субъектно-предикатной структурой: “Аналитические суждения высказывают в предикате только то, что уже мыслилось в понятии субъекта, хотя и не столь ясно и не с таким же сознанием” (Кант И. Соч., т. 4 (1). M., 1965, с. 80). Однако определяющие признаки аналитических суждений, не связанные только с суждениями с субъектно-предикатной структурой, по существу были сформулированы уже Лейбницем в контексте противопоставления им “истин разума” и “истин факта”. Последние понимались Лейбницем как необходимые истины, устанавливаемые путем анализа их составляющих, причем безотносительно к эмпирической информации. “Истины разума” рассматривались им как априорные “истины во всех возможных мирах”, т. е. как истины, которые независимы от положения дел, как оно складывается в этом реально существующем мире. Д. Юм проводит различение “отношения идей” и “положений дел”: первые носят для него необходимый характер и устанавливаются путем чисто логического анализа понятий. И для Лейбница, и для Юма априорность утверждений, их независимость от опыта жестко связана с их аналитичностью (в отличие от Канта, вводящего Понятие синтетических априорных суждений). Новая волна интереса к понятию “аналитические суждения” была связана в гносеологии и методологии науки 20 в. прежде всего с развитием исследований по обоснованию математики и математической логики. Б. Рассел и Л. Витгенштейн сформулировали понятие тавтологий (или тождественно истинных высказываний), посредством которого они интерпретируют статус т. н. законов логики, т. е. формул исчислений математической логики, истинных при любой подстановке в них дескриптивных постоянных вместо переменных. К содержанию этого понятия применяется термин “аналитические суждения”, хотя, строго говоря, классическому смыслу этого термина, по Канту, соответствуют только дескриптивные аналитические суждения типа “всякий холостой мужчина не женат”. В соответствии с разделявшейся Расселом и Витгенштейном концепцией логицизме, сводящей математику к логике, признак аналитичности был распространен и на положения математики. Эта трактовка аналитических суждений легла в основу классификации предложений языка науки логическим позитивизмом Венского кружка. Согласно этой классификации, все осмысленные предложения языка науки исчерпывающе делятся на два взаимоисключающих типа, для обозначения которых применяются идущие от Канта термины аналитичности и синтетичности утверждений. Определяющим признаком первой выступает возможность чисто логического обоснования. При этом специфика трактовки аналитичности в логическом позитивизме заключается в истолковании аналитических предложений как схем допустимых формальных преобразований в системе языка. Если для классического рационализма аналитические суждения выступали как логически необходимые, содержательные “истины разума”, то для логического позитивизма аналитические предложения оказываются языковыми конструкциями, которые не несут в себе какой-либо информации о мире, являются “тавтологиями” (в специфическом смысле этого термина в философии логического анализа), принимаются на основе конвенционально устанавливаемых правил “языка науки”. Трактуя логику и математику в противопоставлении остальным т. и. фактуальным наукам как “формальную науку”, состоящую из подобного рода аналитических предложений, логические позитивисты пытались примирить свой “радикальный эмпиризм” в трактовке фактуальной науки с признанием специфики статуса логики и математики, всегда представлявшим непреодолимую трудность для эмпиризма. Кроме аналитических предложений формальной науки, т. е. логики и математики, в предлагаемой логическими позитивистами схеме предусматривался и подкласс дескриптивных аналитических предложений фактуальной науки, приводимых на основе правил языка к виду “предложений логики”, что, собственно, только и соответствовало аналитичности в классическом смысле Канта.
    И логика, и математика, предлагая определенные правила работы в языке науки, основываются тем не менее на определенных онтологических установках. В последующем развитии методологии науки, использующей идеи логической семантики, аналитичность интерпретируется как возможность обоснования утверждений при помощи исходных семантических правил данного языка, но при этом она оказывается связанной с наличием некоторых исходных предпосылок рассмотрения мира, постулируемого семантикой данной языковой системы. Рациональный смысл различения аналитичности и синтетичности фиксирует реальную методологическую проблематику выделения исходных основоположений построения языков науки и предложений, связанных с выражением той информации, которая ассимилируется в этих языках. Поскольку и семантика исходных постулатов языковой системы задает определенный взгляд на мир, определенную его картину, аналитические суждения не являются в этом смысле “истинами во всех возможных мирах” (как характеризовал их Лейбниц), а только в том “мире”, картина которого задана семантикой соответствующей языковой системы. Таким образом, явно или неявно сами исходные семантические постулаты языка предполагают определенную онтологию.
    В. С. Швырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ" в других словарях:

  • Аналитические Суждения —  Аналитические Суждения  ♦ Analytiques, Jugements    Суждение является аналитическим, утверждает Кант, когда предикат содержится в субъекте, в том числе в скрытой, или имплицитной, форме, и, следовательно, может быть выделен из него с помощью… …   Философский словарь Спонвиля

  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ A PRIORI — (нем. analytische und synthetische Urteile a priori) – термины кантовской философии, имеющие также широкое применение в различных направлениях современной философской мысли, главным образом в рамках аналитической философии. Введены И.Кантом в… …   Философская энциклопедия

  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — Аналитические суждения (А.с.) суждения, истинность которых устанавливается без обращения к действительности посредством логико семантического анализа их компонентов; синтетические суждения (С.с.) суждения, истинность которых устанавливается… …   Философская энциклопедия

  • СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ. — СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ. В соответствии с филос. традицией, идущей от Юма и Канта, аналитическими суждениями (предложениями, высказываниями) называют предложения, истинность к рых может быть установлена в силу только логич.… …   Философская энциклопедия

  • аналитические и синтетические суждения —         АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ классификация суждений по типу информационной связи субъекта и предиката. Предложена Кантом применительно к суждениям субъектно предикатного типа. Согласно Канту, суждение следует считать… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • аналитические и синтетические суждения. — (в логике) А. с. суждения, истинность которых устанавливается без обращения к действительности посредством логико семантического анализа их компонентов. С. с. суждения, истинность которых устанавливается только в процессе их сопоставления с той… …   Словарь терминов логики

  • Аналитические И Синтетические Суждения — (в логике). аА. с. суждения, истинность которых устанавливается без обращенния к действительности посредством логико семантического ананлиза их компонентов. С. с. суждения, истинность которых устаннавливается только в процессе их сопоставления с… …   Словарь терминов логики

  • синтетические суждения —         СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ тип суждений, противопоставляемых аналитическим суждениям. Предпосылки к данному различению в неявном виде имелись уже у Г. Лейбница, различавшего истины разума и истины факта, а кроме того значимость во всех… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — в ‘Критике чистого разума’ Канта одна из групп в совокупности априорного знания; разновидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием,… …   История Философии: Энциклопедия

  • АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — в Критике чистого разума Канта одна из групп в совокупности априорного знания; разновидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием,… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»