- АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ
- АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ
-
АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ (Alexander Halensis, of Hayles) (1185—1186, Хейдз Оуэн в Шропшире, Англия15 августа 1245, Париж) — христианский теолог, представитель схоластики. Ок. 1200 студент в Париже, к 1210 магистр “свободных искусств”, к 1220 архидиакон, бакалаврсентенциарий, магистр-регент теологического факультета. В 1236 (или 1231) францисканец, основатель первой францисканской кафедры теологии в Парижском университете, “отец и учитель” (Бонавентура). Автор “Глосс” (образцового комментария к “Сентенциям” Петра Домбардского), сборника “Спорные вопросы”, словаря трудных терминов “Экзотикой”, проповедей. О “Сумме всеобщей теологии” Роджер Бэкон говорил, что “ее груз больше, чем может вынести один конь, но из уважения [к Александру] она была приписана ему”; ее план, повторяющий структуру “Сентенций”, явно восходит к Александру. В учении о трех путях познания через богодухновенное просвещение, толкование Писаний и осмысление тварного мира Александр синтезировал мистику Августина, Ансельма Кентерберийского, Бернарда Клервоского и Сен-Викторской школы, пафос средневекового комментария и аристотелизм, как прямо знакомя со всем аристотелевским корпусом, так и через Авиценну (Ибн Сину). Его отличает концепция врожденного интуитивного знания, ведущего к первосущему, первоистине, первоблагу и счастью. Как запечатленные Понятия (notiones impressae) действуют в уме, так семенные смыслы (rationes séminales) в природе. В важном для 1-й пол. 13 в. вопросе о сотворении мира Александр отрицал предвечность материи-возможности (possibüitas), но понимал начало онтологически: оно “из ничего” и потому “после” небытия. “Неопровержимый доктор” (doctor irrefragabilis) Александр стал авторитетом для зрелой схоластики, дав ей структуру “суммы” как философского стиля.Соч.: Summa theologiae Ι—Γ/. Coloniae, 1622; Summa theologiae I—III. Quaracchi, 1924—30; Glossa in Quattuor libros Sententiarum Petri, 4 vols. Quaracchi, 1951—57; Quaestiones disputatae “Antequam esset frater”, 3 vols. Quaracchi, 1960.Лит.: Doncet У. Prolegomena in libnirn III necnon in libros I et II Sumniae fratris Alexandri. Quaracchi, 1948; Gossmann E. Metaphysik und Heilsgeschichte: Eine theologische Untersuchung der “Summa halensis”. Münch., 1964.В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.