АЛАНКАРА

АЛАНКАРА
АЛАНКАРА
    АЛАНКАРА (санскр. alamkära— украшение, фигура речи)—важнейшее понятие древнеиндийской поэтики, которую по названию этой категории именовали “аланкарашастра“•, или “учение об украшениях”. Истоки представлений об алануарах восходят к эпохе Натьяшастры (“Наука театра”, компендиум, сформировавшийся ко 2—3 вв.), где упоминаются четыре вида речевых фигур—сравнение lupamà), метафора (rûpaka), зевгма (dipaka) и аллитерация u^imaka) (Натьяшастра 17.43). Становление целостной концепции аланкар относится к раннему этапу развития древнеиндийской поэтики и связано с т. н. “школой аланкариков”, наиболее видными представителями которой были Бхамаха (7 в.), Дандин (7 в.) и Вамана (8 в.). Определив поэзию как особьм образом организованный язык, теоретики считали ее “телом” сочетание формы (sabda) и смысла (artha) слова, признавая “душой” поэзии разного рода украшения. Они различали украшения формы слова, примером может быть аллитерация, и украшения его смысла, наиболее известным среди которых являлось сравнение. Позднее была добавлена третья разновидностьсмешанные (тйга) аланкары, зависящие от формы и смысла слова одновременно. Пережив расцвет, концепция аланкар постепенно утратила свое значение. В период, когда теоретиков в первую очередь интересовали не выраженные, а скрытые, суггестивные смыслы поэзии, украшения стали восприниматься как нечто внешнее, почти техническое и относящееся в большей степени к произведениям, где выраженное значение доминирует над скрытым или последнее вообще отсутствует (т. н. поэзия-картинка). Таковым, в частности, было мнение Анандавардханы (9 в.), видевшего в фигуративной поэзии сочинения второго сорта. Постепенно утвердилось представление о том, что украшения вторичны и при определенных условиях поэтическое произведение может быть создано вообще без аланкар. Окончательно эту позицию сформулировал Вишванатха (13 в.), указавший, что, придавая поэзии дополнительную красоту, украшения тем не менее не составляют ее сущность.
    Н. Р. Лидова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АЛАНКАРА" в других словарях:

  • Аланкара — (букв. украшение) термин древнеиндийской поэтики, обозначающий совокупность стилистических форм (фигуры, тропы), придающих речи характер поэтической. Древнеиндийские поэтики различают смысловые А. и словесные А. К первым относятся напр. сравнение …   Литературная энциклопедия

  • Аланкара — (санскр. украшение)         поэтическое украшение в индийской поэтике. Делится на 2 больших класса: артхаланкара (артха смысл), которая украшает смысл слова, и шабдаланкара (шабда слово) его звучание. Важнейшие из артхаланкар: сравнение (упама),… …   Большая советская энциклопедия

  • аланкара — АЛАНКА´РА (санскр. украшение, обогащение) система стилистических правил в древней и отчасти современной поэзии Индии, направленных на обогащение художественной выразительности стиха или поэтической прозы. В системе А. содержится два раздела:… …   Поэтический словарь

  • Бхамаха — (гг. рождения и смерти неизвестны)         индийский учёный 2 й половины 7 в. Автор трактата «Поэтические украшения» в 6 частях, написанного в стихотворной форме. Описание различных риторических фигур (упама сравнение, анураса аллитерация и т.д.) …   Большая советская энциклопедия

  • ДХВАНИ —         (санскр., букв. звук, отзвук), одно из центр. понятий др. инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в соч. Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема Д. анализировалась и позднее, напр.… …   Философская энциклопедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанный с религиозно философской системой буддизма, возникшей в 6 5 вв. до н. э. в Индии, в период централизованного государства, и широко распространившейся в Южной, Юго Восточной и… …   Энциклопедия мифологии

  • АСАНГА — (санскр. Asanga) фактический основатель филос. школы буддийского идеализма йогачары виджнянавады (учение о сознании как единственной реальности) и один из основных теоретиков махаянистского буддизма в целом, живший по современным датировкам в 4 в …   Философская энциклопедия

  • ЙОГАЧАРА —         (санскр.), виджнянавада, филос. школа буддизма махаяны. Осн. идеи появились в 3 в. н. э. и получили отражение в «Ланкаватара сутре». Видными представителями, помимо полулегендарного основателя школы Майтреи (ему приписывается «Мад… …   Философская энциклопедия

  • Девадаси — Запрос «Баядерка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Баядерка …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»