АБХАВА

АБХАВА
АБХАВА
    АБХАВА (санскр. abhàva — небытие, несуществование) — в индийской философии небытие, отсутствие, отрицание как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Размышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В мимаисе под абхаве понималось не просто отсутствие такого объекта, но и особая познавательная способность, позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Кумарчлы Бхатты утверждали, что отрицательные суждения не связаны ни с какой другой праманой (источником достоверного познания): с восприятием, поскольку не происходит контакта объекта с органами чувств, с логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может служить основанием (хету) вывода (тумана). Это доказывало, с их точки зрения, что абхава представляет особую праману (получившую название анупалабдхи— невосприятие).
    Синкретическая ныш-вайшешика наделяла абхаву реальным существованием, но не в качестве отдельной праманы, а в виде особой онтологической категории (падартха), которая трактовалась как конкретное отрицание, предполагающее адъюнкт—то, что отрицается (пратийогин), и вместе с тем отношение, из которого отрицаемое исключается, т. е. место, где его нет.—субъюнкт (ануйогин). Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансарга-абхава—отсутствие одной вещи в другой (напр., запаха у цветка); аньонья-абхава—одна вещь не является другой вещью (напр., горшок—цветком); праг-абхава — предшествующее небытие, т. е. отсутствие вещи до ее возникновения; дхванса-абхава — отсутствие вещи после ее разрушения и атьянт-абхава — отсутствие отношения между вещами в течение всего их существования (напр., отсутствие рогов у зайца). К этому основному списку иногда добавляют апекша-абхаву — ограниченное отсутствие и самартхья-абхаву—отсутствие потенции. В противовес Кумариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает существование особого источника для познания отрицательных сущностей, подчеркивая при этом, что познание абхавы является по сути таким же, как и познание положительного существования, за тем исключением, что в данном случае органы чувств вступают в контакт не с объектом, а с местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом, отсутствие горшка служит таким же реальным свойством коврика, на котором его нет, как и цвет, размер и другие качества последнего. Все отрицательные суждения относятся в ньяя-вайшешике к рубрике логического вывода. С точки зрения буддистов, восприятие абхавы является по сути восприятием пустого места, на котором нет отрицаемого предмета. К этой позиции близки и последователи Прабхакары Мищры.
    В навья-ньяе ставится вопрос о возможности для одного отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от “старой” ньяи, считавшей, что небытие небытия дает положительный результат, навья-ньяя утверждает, что отрицательное не может быть тождественно положительному, поэтому отрицание отрицания первого отрицания будет равно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает также вопросы структуры и классификации отрицательных суждений и семантический анализ отрицательной частички “не” (особенно Гангеша и Рагхунатха).
    Лит.: Matilal В. К. The Navya-Nyaya Doctrine of Negation. The Semantics and Ontology of Negative Statements in Navya-Nyaya Philosophy. Cambr., 1968; Chakrabarty К. K. The Nyaya-Vaisesika Theory of Negative Entities.—“Journal of Indian Philosophy” (Dordrecht), 1978, vol. 6, N 2.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АБХАВА" в других словарях:

  • абхава — сущ., кол во синонимов: 2 • небытие (8) • несуществование (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • абхава-небытие — абхава небытие, абхава небытия …   Орфографический словарь-справочник

  • АБХАВА —         (от бхава с отрицательным префиксом) отсутствующее. В вайшешике после Прашастапады седьмой род реально сущего. Делится на четыре вида:         1) вещь (или иное сущее), отсутствующая до своего возникновения;         2) отсутствующее после …   Словарь индуизма

  • Абхава —     (Санскр.) Отрицание, или не существование индивидуальных объектов; нуменальная субстанция или абстрактная объективность. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • Абхава — отсутствие; несуществование; отрицание, в котором чьё то Я медитирует на Нуле, или лишении каждого качества, или ограничении всего …   Словарь йоги и веданты

  • Аварана-Абхава — отсутствие скрывающего покрова …   Словарь йоги и веданты

  • Ананда-Абхава — отсутствие духовного блаженства …   Словарь йоги и веданты

  • Аньонья-Абхава — общее несуществование (те кувшин не существует в материи, а материя – в кувшине) …   Словарь йоги и веданты

  • Атьянта-Абхава — полное несуществование; совершенная нереальность, как рог из волос или лотос на небе, или сын бесплодной женщины …   Словарь йоги и веданты

  • БХАВА —         (санскр. бытие, существование, от бху быть), в др. инд. философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». В буддизме стремление к становлению, предрасположенность к… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»