- ЯКУШКИН
- ЯКУШКИН
-
Иван Дмитриевич (29 дек. 1793 – 11 авг. 1857) – рус. философ-материалист, участник революц.-освободит. движения декабристов. Учился в частном пансионе и на словесном фак-те Моск. ун-та, где прослушал курс лекций по философии у проф. Буле. В 1811 вступил в гвардию. Участник Отечеств. войны 1812. Один из первых основателей тайного об-ва. Судом по делу декабристов был приговорен к смертной казни, замененной 15-летней каторгой. После выхода на поселение организовал в Сибири начальные детские школы. Приветствовал деятельность Герцена.Интересуясь философией, Я. изучал Декарта, Локка, франц. материалистов 18 в. и нем. идеалистич. философию (Лейбница, Канта, Шеллинга), занимался естествознанием. На всю жизнь сохранил отрицат. отношение к религии. Я. с материалистич. позиций подходит к проблеме жизни вообще и жизни человека в частности. По Я., вся природа состоит из бесчисленного множества движущихся частиц ("единиц"), "особый способ и порядок" к-рых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности и качеств. разнообразие, зависящее от степени развития материи. Человек – только звено в бесконечной цепи явлений органич. природы, но выделяется из нее "силой мышления". Высшей ступенью развития жизни Я. считал сознание, мышление, способность к познанию. Процесс познания Я. представляет себе начинающимся с чувств. опыта, к к-рому человек относится избирательно. Я. признает внутреннюю имманентную активность материи, многообразие ее качеств, проявлений, стоит на т. зр. эволюционизма, диалектически подходит к проблеме чувственного и логического в познании. Я. наиболее глубоко представляет передовую филос. мысль декабристов.Соч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Я., М., 1951; Избранные социально-политические и филос. произв. декабристов, т. 1, [M.], 1951.Лит.: Кулаков Г., Философские взгляды декабриста И. Д. Я., "Науч. зап. (Днепропетровский гос. ун-т)", 1951, т. 40, вып. 1; Кошурников Α. Α., Декабрист И. Д. Я., Жизнь и мировоззрение, "Уч. зап. (Свердловский гос. пед. ин-т)", 1957, вып. 14; История философии в СССР, т. 2, М., 1968.П. Никандров. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЯКУШКИН
-
ЯКУШКИН Иван Дмитриевич [29 декабря (9 января) 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. — 11(23) августа 1857, Москва] — русский мыслитель, декабрист. Учился на словесном факультете Московского университета, слушал лекции по философии проф. Буле. В 1811 вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812. Член “Союза Спасения”. Приговорен к 20-летней каторге в Сибири. С 1835 на поселении в г. Ялуторовске. Освобожден по амнистии в 1856, поселился в Москве.Наследие Якушкина весьма обширно: “Записки”, письма, в частности переписка с П. Я. Чаадаевым, философский трактат “Что такое человек?”, написанный в 1830-е гг. В ссылке изучал Декарта, Локка, Канта, французских материалистов 18 в. Трактат “Что такое человек?” созвучен трактату А. Н. Радищева “О человеке, о его смертности и бессмертии”.В отличие от Радищева Якушкин решительно отвергает бессмертие души, что дает основание говорить о его деистической позиции. На естественно-научном материале пытается найти общие законы бытия человека, указывает на односторонность решения этой проблемы Декартом и Локком. Особый интерес к гносеологической проблематике свидетельствует о влиянии Канта: Якушкин солидарен с Кантом в критике “чистого разума”, уделяет особое внимание различным функциям разума. В онтологической части трактата вводит понятие “первичных единиц”, объясняющее качественное многообразие мира, где различные формы существования (неорганические, биологические, зоологические и т. д.) возникают путем простого слияния “единиц” и соответственно подчиняются единым законам. Натуралистически решает проблему человека: человек в антропологии Якушкина — слабое животное, лишенное “перьев”, т. е. инстинктов, что и приводит в конечном счете человека к необходимости жить в обществе. Физически слабый человек только силой мышления возвышается над природой.Соч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М„ 1951; Избр. социально-политические и философ, произв. декабристов, т. 1. M., 1951.Лит.: Декабристы и русская культура. Л., 1975; Поляков Л. В. Русский неокантианец (Кант и И. Д. Якушкин — к вопросу о формах влияния в истории философии).— “Кантовский сборник”, в. 7. Калининград, 1982; Лебедев А. А. Честь: духовная судьба и жизненная участь И. Д. Якушкина. М„ 1989. Архивы: ЦГАРФ, ф. 279; РГАЛИ, ф. 586.И. Ф. Худушина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.