ЭРН

ЭРН
ЭРН
Владимир Францевич (29 апр. 1881 – 11 мая 1917) – рус. религ. философ. Окончил Моск. ун-т; в нач. 20 в. – деятель т.н. религ.-церк. обновления. Взгляды Э. сложились под влиянием славянофилов и философии В. Соловьева, Л. Лопатина и С. Трубецкого Э. считал своими непосредств. учителями. Др. источник его воззрений – Платон и неоплатонизм, а также вост. патристика.
Исходный пункт философии Э. – характерное для рус. идеалистич. мысли 19–20 вв. осмысление кризиса европ. культуры, к-рая рассматривается как рационализирующая и механизирующая человеческую жизнь (см. "Борьба за логос", М., 1911, с. 348). Разрыв европ. культуры с духовностью, с божественно сущим Э. ведет от эпохи Возрождения; он обвиняет Декарта и Бэкона, отвергнувших природу как живое сущее, полное "творческих энтелехий", и тем самым способствовавших расцвету материальной цивилизации и механистич. миросозерцания. Благодаря Беркли и Канту, по мысли Э., упразднившими природу, в европ. мышлении укореняются феноменализм, меонизм (онтологич. нигилизм) и рационализм. Этому мировоззрению Э. противопоставляет учение о целостном творящем логосе, как он понимался античной и вост.-христ. метафизикой. Логос (или разум как антитеза формальному рассудку), согласно Э., "разбивается" в человеческом сознании на космический, божественный и дискурсивно-логический аспекты и открывается индивиду соответственно через мифологию и искусство, через христ. религию и через философию. Последняя дискурсивна по форме, по содержанию же она – синтетич. учение о бытии, приводящее к единству "все данные человеческого о п ы т а" (там же, с. 136).
Из онтологич. истолкования логоса вытекает и гносеология Э. По его мнению, все феноменологич. теории знания (особенно неокантианство) ложны, т.к. они не доходят до понимания бытийности, ноуменальности мысли. Истинная мысль начинается с самоопределения – с некого "акта умственной воли", преодолевающего "психологические ассоциации" и приближающего ее к "абсолютному смыслу вселенского бытия" ["Природа мысли", см. "Богословский вестник", 1913, No 3–5, с. 18, 24, 37–39 (оттиск)].
Социально-религ. идеал Э. включает положение В. Соловьева о единстве вост. и зап. церквей и принцип соборности (С. Трубецкого). Справедливое общество – без частной собственности и эксплуатации – возможно, по Э., только как демократически управляемая церковно-религ. община. Т.о., он придал своему учению христианско-социалистич. характер. С этой т. зр. Э. оценивал и революцию 1905–07, считая ее признаком "религиозного ренессанса" в России, и резко выступал против теории науч. социализма. Он целиком присоединяется к мысли Достоевского, что исход рус. социализма – церковь.
Во время первой мировой войны занимал по существу шовинистич. позицию; рассматривал военный конфликт как столкновение все тех же "рацио" (Германия) и "логоса" (Россия). Рост милитаризма Германии Э. связывал с характером нем. философии, в частности с "богоубийст-венным" кантовским феноменализмом (см. "От Канта к Круппу", в кн.: "Меч и крест", М., 1915, с. 24, 27).
Теоретич. построения Э. – утопическая попытка обосновать религиозный путь преодоления тех социальных конфликтов, к-рые переживала Россия в нач. 20 в.
Соч.: Взыскующим града, М., 1906 (совм. с В. Свенцицким); Христианское отношение к собственности, М., 1906; Церковное возрождение. О приходе, в кн.: Вопросы религии, вып. 1, М., 1906, с. 102–42; Социализм и общее мировоззрение, Сергиев Посад, 1907; Христианство, в кн.: История религии, М., 1909, с. 123–60 (совм. с А. Ельчаниновым); Гносеология В. С. Соловьева, в кн.: Сб. первый. О Владимире Соловьеве, М., 1911, с. 129–206; Г. С. Сковорода. Жизнь и учение, М., 1912; Критика кантовского понятия истины, в кн.: Филос. сборник. Л. М. Лопатину к 30-летию научно-пед. деятельности, М., 1912, с. 49–61; Толстой против Толстого, в кн.: Сб. второй. О религии Льва Толстого, М., 1912, с. 214–48; Природа научной мысли, Сергиев Посад, 1914; Розмини и его теория знания, М., 1914; Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия, М., 1915; Философия Джоберти, М., 1916; Разбор послания святейшего синода об имени божием, М., 1917; Верховное постижение Платона, "Вопр. филос. и психол.", 1917, кн. 137–38.
Лит.: Аскольдов С., Памяти В. Ф. Эрна, "Рус. мысль", 1917, кн. 5–6, с. 131–34; Лосский Н. О., История рус. философии, М., 1954; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956.
А. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЭРН
    ЭРН Владимир Францевич (5(17) августа 1882, Тифлис — 29 апреля (12 мая) 1917, Москва) — русский философ, публицист. В 1900—04 изучал историю и философию в Московском университете. Доцент, позже профессор университета. Активный участник Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева в Москве, член редакции издательства “Путь”.
    Основой философской концепции Эрна является противопоставление новоевропейского “рационализма” с его “меонизмом” (онтологический нигилизм, от греч. μη цv — “не-сущее”), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского “логизма” с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio — это ущербное самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии (истоки его — в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме Реформации). Ключевым в нем является метафизический и гносеологический индивидуализм Декарта, остающийся по сути неизменным во всей новоевропейской философии вплоть до Канта, Гегеля, неокантианцев. Ядро ratio — рассудочное “бестелесное” Я, трансцендентальный субъект, абсолютная инстанция полагают и видения, в противоположность сущему не попадающая под вопрос и остающаяся неизменной в процессе методически осуществляемого познания. Ratio органически связан с теорией непрерывного линейного прогресса, утилитаризмом и культом техники, подменяющими культуру цивилизацией как овеществленным “рационализмом”. “Логизм” — это учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления, восходящее к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое Аристотелем и неоплатониками и воцерковленное усилиями отцов Церкви. Мысль коренится в недрах божественного Разума, трансцендентного и одновременно имманентного всему, “сочувственно” проникающего сущее творческими энтелехиямиэнергиями. Логос как посредствующее в творении личное начало, форма форм, целокупность смыслов есть “коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познается” (Борьба за Логос. М., 1911, с. 8). Логос открывается человеку трояко: космический — в сфере эстетического переживания в мифе, естественных религиях, искусстве; божественный — в христианстве; дискурсивно-логический — в философии. Характерное для ratio понимание истины как соответствия понятия предмету, самим же ratio и пред(под)ставляемым, в “логизме” сменяется пониманием истины как динамического осознания своего бытия-в-Истине. Познание онтологично: чтобы истинно знать, нужно истинно быть, и на вершине гносиса находятся святые. Учение Эрна как результат гносеологического анализа предполагает противостояние не двух христианских культур. Запада и Востока, но именно двух познавательных начал: ratio и Логоса. Католицизм для Эрна так же “логичен” и “динамичен”, как и православие, в котором он подчеркивал более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры. Главный предмет историко-философского исследования Эрна — диалоги Платона и традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии. Влияние идей Эрна прослеживается в построениях П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева и др.
    Соч.: Соч. М., 1991; Христианское отношение к собственности. М., 1906; Гносеология В. С. Соловьева,— В кн.: Сб. первый. О В. Соловьеве. М., 1911; Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Природа мысли.— “Богословский вестник”, 1913, № 3—5; Розмини и его теория знания. М., 1914; Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914; Философия Джоберти. М., 1916; Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917.
    Лит.: Марченко О. В. В поисках своеобразия русской философии: В. Ф. Эрн.— В кн.: Философия в России 19 — нач. 20 в.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Он же. ОВ.Эрнеиего книге о Г. Сковороде.— “Волшебная гора”. М., 1998, № 7; Stàgliich D. Vladimir F. Em (1882—1917). Sein philosophisches und publizistisches Werk. Bonn, 1967.
    О. В. Марченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЭРН" в других словарях:

  • ЭРН —         Владимир Францевич (1882 1917) религ. мыслитель, историк философии, публицист. Уже в гимназии увлекался идеями Платона и платонизмом; в процессе изучения философии на историко филол. ф те Моск. ун та (1900 04), особенно под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • Эрн — Эрн  фамилия (нем. Oehrn) и топоним: Известные носители Эрн, Александр Александрович (1869 1931)  российский политический деятель, член IV Государственной думы. Эрн, Виктор (1907 1997)  немецкий офицер подводник, капитан 2 го… …   Википедия

  • ЭРН — эксцизионная репарация нуклеотидов в ДНК ЭРН Энергоремналадка название компаний организация, энерг. Источник: http://energoremnaladka.ru/ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Эрн — Эрн, В. Ф. философ церковного и славянофильского направления. Главные его труды: Христианское отношение к собственности (1906), Розмини и его теория знания , Философия Джоберти (1916) …   1000 биографий

  • ЭРН — Владимир Францевич (1882 1917) русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П.… …   Новейший философский словарь

  • ЭРН — Владимир Францевич (1882 1917), русский религиозный философ, публицист. Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе как творческом начале… …   Русская история

  • Эрн В. Ф. — ЭРН Владимир Францевич (1882–1917), рус. религ. философ, публицист. Окончил Моск. ун т. В духе идей христ. платонизма, прежде всего вост. патристики и идей В.С. Соловьёва, развил учение о логосе как творч. начале бытия (сб. Борьба за Логос …   Биографический словарь

  • Эрн — (Erne) река и два озера в ирландской провинции Ульстер. Река Э. вытекает из лежащего в графстве Лонгфордском на высоте 65 м озера Гауна (Loch Gowna), идет сначала на север и проходит через озеро Ough с его изрезанными берегами, затем сворачивает… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эрн Владимир Францевич — (1882 1917), религиозный философ, публицист. Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе как творческом начале бытия (сборник «Борьба за… …   Энциклопедический словарь

  • Эрнё Кахана — (венг. Kahána Ernő), 2 декабря 1890, Дьердёбэкаш (Gyergyóbékás)  28 апреля 1982, Бухарест)  венгерский и румынский психиатр, писатель (на венгерском и румынском языках), брат писателя Мозеша Кахана. Окончил гимназию в Клаузенбурге (1907) и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»