- ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
- ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
школа древнегреческой философии, объединявшая одну из небольших групп учеников Сократа с неясным для нас направлением мыслей. Федон из Элиды (по имени к-рого назван знаменитый диалог Платона), любимец Сократа, присутствовавший при его смерти 18-летним молодым человеком, основал в Элиде после смерти Сократа собств. школу, близкую к мегарской школе. Менедем и Асклепиад перенесли школу Федона в Эретрию, где эта школа имела кратковрем. успех. Менедема причисляли к эристикам и диалектикам (Sen. epist. II 134). Возможно, он был близок к Антисфену, потому что признавал только утвердительные категорич. суждения и отвергал суждения отрицательные и гипотетические, а также отличался религ. свободомыслием (там же, II 135), хотя, по-видимому, и был далек от кинич. номинализма (Simplic. categ.; 68a 24). Сближать его с платонизмом тоже нельзя (Diog. L. II. 134). По-видимому, Э.-э. ш. была эклектическим течением.Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; с. 146; Mallet С., Histoire de l'école de Mégare et des écoles d'Élis et d'Ërétrie, P., 1845; Ρrelier L., Phädons Lebensschicksale und Schriften, в его кн.: Ausgewählte Aufsätze aus dem Gebiete der classischen Altertumswissenschaft, В., 1864; Wi1amowitz-Möllendorif U. von, Phaidon von Elis, "Hermes", 1879, Bd 14; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Lpz., 1922; Überweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926.A. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
-
ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА — одна из сократических школ (4—1-я пол. 3 в. до н. э.). Основана Федоном из Элиды и была известна как “элидская” ('Ηλιακή αϊρεσις); преемником Федона был Плистен из Элиды. После Плистена школу возглавил ученик элидцев Мосха и Анхипила Менедем из Эретрии, и она стала называться “эретрийской” (Έρετριακή); видимо, на Менедеме история школы заканчивается. Неразлучным другом Менедема был еще один представитель школы — Асклепиад из Флиунта, вместе с ним слушавший Мосха и Анхипила; как и Менедем, он ничего не писал, в отличие от Федона, известного своими сократическими диалогами. Основной источник сведений о школе — Диоген Лаэртий (Vitae, Π).Во времена Федона и Плистена в школе обсуждались традиционные софистические темы “воспитания нравственности” с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; вероятно, одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни. При Менедеме более интересовались эристическими диспутами в духе поздних мегариков-эристиков, один из которых, Стильпон, вызывал наибольшее восхищение у Менедема. Характерное для Менедема сочетание мегарской эристики с мировосприятием, близким к киническому, лишь подчеркивает в целом неоригинальный характер учения Элидо-эретрийской школы.Лит.: Mallet С. Histoire de l'école de Megäre et des écoles d'Eus et d'Eretrie. P., 1845. См. также лит. к ст. Сократические шкалы.М. А. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.