ЭГОИЗМА ТЕОРИИ

ЭГОИЗМА ТЕОРИИ
ЭГОИЗМА ТЕО́РИИ
(в этике) – этич. концепции, в основе к-рых лежит принцип эгоизма. В таких теориях можно выделить два осн. аспекта – филос-натуралистический и этико-нормативный. В основании первого лежит представление, что человек – эгоист по природе и может действовать только из собств. интереса, из прирожденного ему стремления к наслаждению, счастью (см. Гедонизм, Эвдемонизм), славе и т.п., способен повиноваться требованиям морали лишь постольку, поскольку это в конечном итоге будет способствовать его выгоде. Второй аспект – собственно нравств. учение, провозглашающее следование "разумно понятому" эгоизму единственным подлинно моральным принципом, исключающим насилие над природой человека, обман и лицемерие.
Элементы такого рода учения возникают еще в древности (Демокрит, Эпикур, нек-рые софисты). Свое завершение Э. т. получают в эпоху Возрождения и особенно Просвещения (Спиноза, франц. материалисты), где они были направлены против христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церковно-феод. иерархии. Эти гуманистич. мотивы Э. т., имевшие исторически прогрессивное значение, исходили из той предпосылки, что истинным благодетелем общества может быть лишь человек, последовательно проводящий в своей общественно полезной деятельности принцип личной выгоды (не только материальной, но и духовной – честолюбия и т.п.). Условием такой гармонии между личностью и обществом считалось "разумное" социальное устроение. Кризис этих бурж. иллюзий, обнаружившийся уже в конце 18 в., привел к дискредитации и разложению классич. Э. т. Своеобразной попыткой спасти принцип "разумного эгоизма" явилась этика рус. революц. демократов, к-рые интерпретировали его как наиболее последоват. служение обществу и прогрессу, поскольку оно-то и приносит высшее удовлетворение. Впоследствии этот моралистич. оборот, апеллирующий к психич. переживаниям нравственно уже развитой личности, стал чем-то вроде ходячего аргумента в пользу "выгоды" добродетели. С др. стороны, совр. бурж. учения эгоизма (как правило, не претендующие на теоретич. характер) вырождаются в откровенную проповедь аморализма.
Историч. судьба Э. т. связана с социальной ограниченностью всех др. типов "робинзонад", где поиски теоретиками конечных оснований для обществ. деятельности индивида замыкаются "природой" человека как такового, безотносительно к его социально-историч. развитию. В этом случае фиксируются как изначально данные нек-рые "внутренние" потребности и стремления индивида, к-рые якобы и позволяют объяснить и оправдать его обществ, деятельность. Маркс и Энгельс, признавая не только исторически прогрессивную и гуманистич. направленность "классич." Э. т., но и их материалистич. направленность, исходящую из примата собственно человеч. интересов в морали, в то же время критиковали Э. т. за забвение ими принципа историзма, за то, что они лишь идеологически выражали социальные программы создания "гармоничного" общества. Но всякий раз, когда обнаруживается непреодолимое противоречие между обществ. потребностями и "внутренними" стремлениями индивида, такого рода концепциям приходит конец.
Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 234–258; Штирнер М., Единственный и его собственность, [б. м.], 1922, ч. 2; Гельвеций К. Α., О человеке, [пер. с франц.], М., 1938, с. 75–78, 93–104, 147–166; Материалисты древней Греции, М., 1955, с. 85, 153–67, 196, 210–36; Спиноза Б., Краткий трактат о боге, человеке и его счастье, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Гольбах П. Α., Система природы, Избр. произв., т. 1, М., 1963,4. 1, гл. 14–16; ч. 2, гл. 9, 12; его же, Основы всеобщей морали, или катахизис природы, там же, т. 2; Петров Э. Ф., Эгоизм. Философско-этический очерк, М., 1969.
О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЭГОИЗМА ТЕОРИИ" в других словарях:

  • ЭГОИЗМА ТЕОРИИ — этические концепции, в к рых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного поведения. В Э. т. можно выделить два аспекта. Это,… …   Словарь по этике

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • ЭГОИЗМ —         (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… …   Философская энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг (1804 72) нем. философ материалист. С 1837 г., после отстранения от преподавания в ун те за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни.… …   Словарь по этике

  • НАТУРАЛИЗМ — (лат. naiura природа) методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во первых, объяснить нравственность не из общественных… …   Словарь по этике

  • ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) принцип мировоззрения (в т ч. и нравственности), в основе к рого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея в… …   Словарь по этике

  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович — (1836 61) рус. литературный критик и публицист, философ материалист, революционный демократ. Д. внес мн. нового в разработку философии «антропологического материализма», в материалистическое обоснование теории морали и нравственного воспитания.… …   Словарь по этике

  • ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович — (1821 81) рус. писатель, важное место в творчестве к рого занимают нравственно философские проблемы. Разгром кружка социалиста утописта Петрашевского, членом к рого был Д , арест, приговор и каторга, рост настроений индивидуализма, аморализма и… …   Словарь по этике

  • ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович — (1840 68) рус. революционный публицист, литературный критик, философ материалист. В 1862 66 находился в заключении в Петропавловской крепости. Один из ярких представителей школы Чернышевского, П, был последовательным противником феодальной и… …   Словарь по этике

  • ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович — (1828 89) рус. социалист утопист и революционный демократ, экономист, философ, социолог, писатель и литературный критик. Один из основоположников народничества, предшественник марксизма в России, Сотрудничая в журнале «Современник» (до 1862),… …   Словарь по этике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»