ШИВАИЗМ

ШИВАИЗМ
ШИВАИЗМ
инд. религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы – одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н.э. Ранние религ.-филос. представления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т.н. шиваитских пуранах. Историч. корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания "Махабхараты" и "Рамаяны" Ш. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифология, интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры). В раннесредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной – богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу – природе, к-рое олицетворялось в образе супруги Шивы – Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят. элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова "линга" – "знак", "абстракция", "тонкое", "не-материальное"). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма – шакте, лингаяте и т.д. Йогич. практика и осн. концепция Ш. – учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары.
Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н.э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр "Сива-ньяка-подам", и Арунаидитевф, написавший комментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве, стоящая неизмеримо выше всех правил поведения и законов природы. Традиция шайвы-сиддханты продолжается в наст. время в шиваитских монастырях, а также в ряде учебных центров южной Индии (штат Тамилнад) и сев. Цейлона.
Лит.: Барт Α., Религия Индии, пер. под ред. С. Трубецкого, М., 1897: Радхакришиан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; Whitеhead Η., The village gods of South India, 2 ed., Calc, 1921 (The religious life of India); The cultural heritage of India, v. 4, Calc, [1956]; Mahadevan T. M. P., The idea of god in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955; God in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955.
А. Пятигорский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ШИВАИЗМ" в других словарях:

  • ШИВАИЗМ — ШИВАИЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога …   Современная энциклопедия

  • ШИВАИЗМ — одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шиваизм — одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространённое в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога …   Исторический словарь

  • шиваизм — сущ., кол во синонимов: 1 • индуизм (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Шиваизм — одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваисты почитают Шиву как высшего всемогущего бога. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • Шиваизм — ШИВАИЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шиваизм — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • шиваизм — а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с вишнуизмом; распространено в основном в Южной и Восточной Индии). * * * шиваизм одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространённое в основном в Южной и Восточной …   Энциклопедический словарь

  • шиваизм — шиваизм, принятое в индологии условное обозначение системы ритуально мифологических воззрений, культов, течений и сект, связанных с одним из главных божеств индуизма — Шивой.Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ —     ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ индийская недуаяистическая религиозно философская система, основанная на почитании Шивы. У истоков всех шиваитских направлений лежат тантристские тексты “Агама”, или “богодухновенного откровения” (обычно насчитывают 28… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»