ЧЭН ХАО


ЧЭН ХАО
ЧЭН ХА́О
(Ч э н M и н - д а о) (1032–1085) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа "ли" по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию получило понятие жэнь. Здесь оно приобретает значение не только гуманности, но и всеобщей любви. Ч. X. учил, что жэнь – животворящее начало добра, к-рое человек, углубляясь в себя, обнаруживает в своем сознании; оно объединяет его с небом, землей и со всем, существующим во Вселенной, и является источником всех остальных добродетелей. В нек-рых высказываниях Ч. X, жэнь отождествляет с жизнью, и защита жизни провозглашается им главной моральной обязанностью. Человеч. природе, по Ч. X., свойственна изначальная гармония с миром, к-рая нарушается эгоистич. желаниями; восстановить ее – задача духовного самоусовершенствования, путем к-рого Ч. X. считает серьезность во внутр. жизни, справедливость – во внешней.
Лит. см. при ст. Чэн И.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЧЭН ХАО
    ЧЭН ХАО (Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяныпэн — “учитель из Миндао”) [1032, Лоян (современная провинция Хэнань) — 1085] — китайский философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианского “учения о сердце” (ли сюэ). Вместе с младшим братом Чэн Яучился у ЧжоуДуньи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Основные сочинения — “Дин син шу” (“Книга об установлении [индивидуальной] природы”), “Ши жэнь пянь” (“Главы о познании гуманности”). Позднее произведения Чэн Хао и Чэн И были сведены в сборники “И шу” (“Унаследованные книги”) и “Эр Чэн цюань шу” (“Полное собрание книг братьев Чэн”). В отличие от Чэн И избегал акцента на первичности лв-принципа, упорядочивающего и структурирующего начала, по отношению к вселенской духовно-материальной субстанции νμпневме. Отдельные аспекты учения Чэн Хао сближают его с “учением о сердце” (синь сюэ) Лу Цзююаня, конкурировавшим с ли сюэ. По Чэн Хао, “искреннее и почтительное” “сердце” не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь), которое одновременно является универсальным “принципом” (“Дин син шу”). Поэтому “исчерпание [собственного] сердца” является способом “исчерпания принципа” и “исчерпывающего [познания своей] природы”, единосущной природе Вселенной. “[Я] сам есть лучшая мера [всего]” (“И шу”, цзюань 15), ибо при “обращении [к собственному] сердцу” устраняется двойственность восприятия мира, уже не членимого на “внутреннее” и “внешнее”. Его единство и свою “единотелесность” с вещами постигает тот, кто проникнут “гуманностью” (жэнь), объединяющей “долг/справедливость” (и), нормы “благопристойности” (ли), “мудрость” (чжи) и “благонадежность/доверие” (синь). Категория жэнь приобрела у Чэн Хао онтологический характер как условие “слияния” с окружающим миром, достижения “общетелесности” (тун ти) с ним. “Познание гуманности” рассматривалось им как первостепенная задача “учения”. Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Панъ Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей “учения о принципе” Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЧЭН ХАО" в других словарях:

  • Чэн Хао — кит. трад. 程顥, упр. 程颢 …   Википедия

  • чэн хао — Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ( учитель из Миндао ). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), 1085 Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чэн Хао — (1032 1085)         китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Вместе со своим братом Чэн И разработал одну из фундаментальных идей неоконфуцианства концепцию «ли». «Ли» всеобщий закон, единый и… …   Большая советская энциклопедия

  • ЧЭН — (кит. искренность, истинность) специфическая категория кит. философии, выражающая единство онтологического, гносеологического и нравственного начал. Впервые употреблено как филос. понятие в памятнике «Мэн цзы» (4 в. до н.э.), где Ч.… …   Философская энциклопедия

  • чэн и — Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сяньшэн ( учитель из Ичу аня ). 1033, Лоян (в совр. пров. Хэнань), 1107 Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства ( учения о принципе ли сюэ). Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чэн И — кит. упр. 程颐, пиньинь: Chéng Yí …   Википедия

  • ЧЭН И — (1033–1108) – кит. философ неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И… …   Философская энциклопедия

  • Чэн (фамилия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чэн (значения). Чэн две китайские фамилии ( кланы ). Вьетнамское произношение Чань ( Thành ). 成 успех . 程 гл. проявляться . Известные Чэн …   Википедия

  • чэн - чжу школа — ЧЭН (БРАТЬЕВ) ЧЖУ (СИ) ШКОЛА. Чэн Чжу сюэ пай. Назв., объединяющее идейные течения последователей братьев Чэн Чэн И и Чэн Хао (11 12 вв., Лоянская школа Ло сюэ), а также Чжу Си (12 в., Каотинская школа). придавшего учению доктринальную… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чэн И — (1033 1107)         китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство); брат Чэн Хао. По сравнению с Чэн Хао Ч. И сильнее акцентировал гармонию единства и многообразия «ли» («принцип»); его тезис «принцип один, но …   Большая советская энциклопедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.