- ЧЕСТЕРТОН
- ЧЕ́СТЕРТОН
-
(Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874 – 14 июня 1936) – англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтологич. зла не существует: бытие, добро и порядок – одно и противостоят небытию – хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего, – в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения – детективы (рассказы о патере Брауне, 1911–35), филос. романы ("Шар и крест" – "The ball and the cross", L., 1909), эссе (сб. "Правоверие" – "Orthodoxy", L.–N. Y., 1908; "Потрясающие пустяки" – "Tremendous trifles", L., 1909, и др.), апологии ("Вечный человек" – "The everlasting man", L., 1925, и др.), поэтич. "защита бытия" как великого блага сочетается с воинств. вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди – способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т.е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменологич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу – гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность личности и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у "обычного человека" (common man), чаще всего – крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на "новое средневековье" и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман "Возвращение Дон Кихота" – "Return of Don Quixote", L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.Соч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.–N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (Ν. Υ.), 1956.Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chesterton, Wash., 1966.H. Трауберг. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.