- ФРЕЙЕР
- ФРЕ́ЙЕР
-
(Freyer), Ханс (р. 31 июля 1887) – нем. философ и социолог. Проф. социологии в Лейпциге (1925–48), Мюнстере (с 1955). Филос.-историч. концепция Ф. сложилась в русле идей философии жизни (Ницше, Дильтей, Зиммель). Ранние работы посвящены проблемам философии культуры и общества. В соч. "Социология как наука о действительности" ("Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft", Lpz.–В., 1930) Φ., отвергая принципы формальной социологии, развил идеи историч. социологии, рассматривающей общество как "необратимую последовательность" конкретных целостных ситуаций человеч. существования. Историчной является не только действительность как предмет социологии, но и сама социология как наука – в ее проблематике и способе мышления.Развитая Ф. в духе социологич. представлений нем. романтизма консервативная утопия преодоления социальных конфликтов путем ориентации на патриархально-общинные типы социальных связей, его толкование нем. нар. духа и гос-ва как начал, преодолевающих обществ. противоречия ("Революция справа" – "Revolution von rechts", Jena, 1931), смыкались в ряде пунктов с политич. демагогией национал-социализма.В дальнейшем Ф. обращается к проблемам "содержат." философии истории. В соч. "Теория нашего века" ("Theorie des gegenwärtigen Zeitalters", Stuttg., 1955) Φ., противопоставляя, подобно Тённису, "первичные" и "вторичные" социальные системы, анализирует состояние и тенденции совр. "индустриального" общества в плане многообразных аспектов отчуждения, характерного для "вторичных" систем. Описывая подчинение человека власти социальных ин-тов, превращение его в винтик обществ. жизни, в рационально запланированное, нормированное и уравненное в своих потребностях существо, Ф. не видит практич. путей достижения гуманного и справедливого общества и склоняется к убеждению, что любая революция в 20 в. направлена не на эмансипацию угнетенных, а лишь на захват власти и овладение концентрированным социальным аппаратом.Соч.: Antäus, Jena, 1918; Prometheus, Jena, 1923; Der Staat, Lpz., 1925; Einleitung in die Soziologie, Lpz., 1931; Herrschaft und Planung, Hamb., 1933; Theorie des objektiven Geistes, 3 Aufl., Lpz.–В., 1934; Die politische Insel, Lpz., [1936]; Machiavelli, Lpz., [1938]; Die Bewertung der Wirtschaft im philosophischen Denken des 19. Jahrhunderts, 2 Aufl., Lpz., 1939; Weltgeschichte Europas, Bd 1–2, Wiesbaden, 1948; Über das Dominantwerden technischer Kategorien in der Lebenswelt der industriellen Gesellschaft, Mainz–Wiesbaden, [1961].И. Добронравов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.