- ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
- ФИЛОСО́ФСКАЯ НАУКА В СССР
-
составная часть единой, интернациональной по своей сущности марксистско-ленинской философии. Ф. н. в СССР исходит из принципов диалектического и исторического материализма, к-рый является мировоззренческой и методологич. основой деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских партий. Она развивается коллективными усилиями сов. философов и др. ученых на основе марксистско-ленинского наследия и получает все более широкое распространение среди трудящихся всех наций и народностей Сов. Союза.Ф. н. в СССР после Οкт. революции 1917 развивалась под руководством В. И. Ленина, к-рый явился основоположником советской философской науки, в борьбе против идеалистич. философии и ревизионизма. В первые годы Сов. власти (примерно до 1922) в СССР существовал ряд филос. орг-ций бурж.-идеалистич. направления (Филос. об-во при Петрогр. ун-те, Академия духовной культуры в Москве и др.) и немарксистских периодич. издании ("Вопросы философии и психологии", "Мысль", "Рус. мысль" и др.), сотрудниками к-рых были Струве, Бердяев, Лосскии, Введенский, Сорокин, Яковенко, Лопатин и др. философы-идеалисты. Многие из них эмигрировали или были высланы за границу и развернули активную борьбу против сов. народа и марксистско-ленинской философии.В 20-х гг. в Ф. н. в СССР утвердилось марксистско-ленинское мировоззрение. Направ-ляющую и руководящую роль в развитии Ф. н. в СССР на всех этапах ее истории осуществляет КПСС и ее ЦК.Большую работу по исследованию и изданию филос. наследия Маркса, Энгельса, Ленина ведет Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.Центр. науч. учреждением Сов. Союза в области философии является Институт философии АН СССР (входящий в Отделение философии и права АН СССР, к-рое осуществляет руководство науч. работой по философии в СССР).Ф. н. в СССР организуют также филос. науч. учреждения союзных республик, среди них: Ин-т философии АН Укр. ССР, Ин-т философии и права АН Белорус. ССР, Ин-т философии АН Груз. ССР, Ин-т философии и права АН Казах. ССР, Ин-т философии и права АН Узб. ССР, Ин-т философии и права АН Азерб. ССР, Ин-т философии и права Арм. ССР, Ин-т философии и права АН Кирг. ССР, Отдел философии и права АН Молд. ССР, Отдел философии АН Тадж. ССР, Отдел философии и права АН Туркм. ССР, Сектор философии АН Латв. ССР, Сектор философии АН Литов. ССР и др. Научную работу по философии организуют и ведут кафедры философии в Академии обществ. наук (АОН) и Высшей парт. школе (ВПШ) при ЦК КПСС; в системе АН СССР работают Московская, Ленинградская, Новосибирская и др. кафедры философии, кафедры философии академий наук союзных республик. Филос. кафедры созданы во мн. высших уч. заведениях; работают филос. ф-ты Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского, Уральского, Ростовского, филос. отделения Белорусского, Казахского и др. ун-тов. В ряде вузов созданы социологич. лаборатории. Разработкой филос. проблем истории и теории развития естествознания и техники, проблем совр. научно-технич. революции, методологич. проблем науки и др. занимается Институт истории естествознания и техники, входящий в состав Отделения философии и права АН СССР. В 1968 создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР, разрабатывающий проблемы социологич. исследований и их методологии и др.Большую идейно-методологич. и научно-координационную работу по проблемам философии ведут Научные советы АН СССР, по комплексной проблеме "Филос. проблемы совр. естествознания", по истории обществ. мысли, по проблемам конкретных социальных исследований, по проблемам зарубежных идеологич. течений, по проблемам эстетики, по комплексной проблеме "Закономерности развития обществ. отношений и духовной жизни социалистич. общества" и др.Подготовка специалистов по Ф. н. в СССР в 20-е гг. была сосредоточена гл. обр. на филос. и естеств. отделениях Ин-та красной профессуры (ИКП) в Москве, Ленинграде, Харькове и др., в 1931–36 – в ИКП философии и естествознания, а также в МГУ и ЛГУ, Моск. ин-те истории, философии и лит-ры (МИФЛИ), Акад. коммунистич. воспитания и др. уч. заведениях. В наст. время подготовка специалистов проводится Институтом философии АН СССР и академиями наук союзных республик (через аспирантуру), АОН при ЦК КПСС, филос. фак-тами и кафедрами вузов.Преподавание Ф. н. в СССР (диалектич. и историч. материализм, история философии, логика, эстетика, этика, научный атеизм и др.) организовано в высших учебных заведениях, в аспирантуре науч. учреждений и вузов, в вечерних ун-тах марксизма-ленинизма, в народных ун-тах культуры и т.д. В старших классах средних общеобразоват. школ и средних спец. уч. заведениях изучается курс обществоведения, включающий основы филос. знаний.Действенным средством активизации филос. работы являются научно-теоретич. конференции, симпозиумы, методологич. и теоретич. семинары, в к-рых участвуют не только философы, но и ученые др. отраслей знания, работники парт, и гос. органов, деятели культуры и искусства.Большую роль в развитии и распространении Ф. н. в СССР играет печать (журн. "Под знаменем марксизма", "Вопросы философии", "Философские науки", "Вестник МГУ. Серия 8. Философия", "Фiлософська думка" и др.). Филос. статьи публикуются также в журн. "Коммунист" (до 1949 – "Большевик"), "Политич. самообразование", "Наука и религия", "Вестник АН СССР", "Вестник ЛГУ" и др., в журн. академий наук союзных республик, ун-тов, обществ.-политич. и литературно-художеств. журналах. В СССР осуществлено издание первой в мире марксистской "Философской Энциклопедии" (т. 1–5, М., 1960–70).Филос. науч. учреждения и вузы СССР принимают участие в работе Междунар. объединения филос. об-в (в него входит Институт философии АН СССР) и Междунар. социологич. ассоциации (членом к-рой является Сов. социологич. ассоциация), Междунар. ассоциации по истории и философии естествознания (членом к-рой является Сов. нац. объединение по истории и философии естествознания).В истории Ф. н. в СССР выделяются два гл. периода: 1) соответствующий переходному периоду от капитализма к социализму (окт. 1917 – сер. 30-х гг.), 2) соответствующий периоду социализма (с сер. 30-х гг.). В рамках второго периода Ф. н. в СССР выделяется ряд ступеней: а) до конца Великой Отечеств. войны (1945); б) до завершения социалистич. строительства в СССР (1959); в) период строительства коммунизма (60–70-е гг.). Все эти периоды и ступени истории Ф. н. в СССР относятся к ленинскому этапу развития марксистской философии.Разработка проблем диалекти-ч е с к о г о м а т е р и а л и з м а. С победой Окт. революции в Ф. н. в СССР на первый план выдвинулись задачи дальнейшего развития (применительно к условиям новой эпохи) материалистич. диалектики как логики, теории познания, науч. метода познания и преобразования мира. Коренные проблемы материалистич. диалектики были поставлены и разработаны в послеоктябрьских трудах В. И. Ленина. Особенно важное значение имела работа "О значении воинствующего материализма", представляющая собой филос. завещание Ленина. Большое филос. значение имеют также др. послеокт. работы Ленина: "Очередные задачи Сов. власти", "О государстве", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Великий почин", "Задачи союзов молодежи", "Еще раз о профсоюзах...", "О нашей революции". Исследуя новые социальные процессы, Ленин глубоко раскрыл творч. характер диалектики, развил и применил ее в борьбе с догматизмом, субъективизмом, софистикой и метафизикой. Ленинский анализ особенностей перехода от капитализма к социализму, путей и закономерностей развития социалистич. общества обогатил марксистскую диалектику, привел к выводу о существовании двух типов противоречий: антагонистических и неантагонистических, и различных путей их разрешения. Исследуя категории количество и качество, Ленин на материале обществ. наук показал, что постепенный характер могут носить не только количественные, но и качеств. изменения, напр. закономерности развития кооперирования с. х-ва и др.Сопоставляя диалектич. логику с формальной логикой, Ленин показал, что в процессе познания диалектич. логика идет дальше формальных определений, стремясь охватить в с е стороны, связи и "опосредствования" изучаемого предмета; берет предмет в его развитии, "самодвижении", включает в полное "определение" предмета всю человеч. практику; исходит из того, что душу науч. познания составляет конкретный анализ конкретной ситуации. В трудах Ленина получили дальнейшую разработку также такие категории диалектики, как возможность и действительность, форма и содержание, сущность и явление, общее и особенное, и др.Первостепенное значение для творч. развития марксистской философии имеет принцип партийности, развитый Лениным.Ленин обратился к сов. марксистам с призывом обогатить теоретич. мысль "...теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много" (Соч., т. 33, с. 208), "опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля..., разрабатывать эту диалектику со всех сторон..." (там же, с. 207). Ф. н. в СССР исходит из поставленной Лениным в его статье "О значении воинствующего материализма" задачи: "Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленьица... Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания" (там же, с. 206, 207).Сов. филос. наука, следуя Ленину, раскрывает "...связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений" (там же, с. 202–03).В тесной связи с задачами борьбы против "новейшего" идеализма в 20-е гг. была написанная по поручению Ленина ст. В. И. Невского "Диалектич. материализм и философия мертвой реакции" (М., 1920), содержащая критический анализ работ А. А. Богданова.Послеоктябрьские труды Ленина и особенно публикация в 1929–30 "Философских тетрадей" Ленина дали новые стимулы развития Ф. н. в СССР.В борьбе с троцкизмом, правым и "левым" оппортунизмом и др. антиленинскими группировками и течениями партия и ее видные деятели в 20–30-е гг. М. И. Калинин, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Е. М. Ярославский и др. отстаивали и развивали идеи марксизма-ленинизма, в т.ч. и философские. Вопросы диалектич. материализма в этот период освещали в своих работах В. Адоратский, Л. Аксельрод-Ортодокс, В. Быстрянский, С. Вольфсон, А. Деборин, И. Луппол, В. Сарабьянов, С. Семковский, М. Серебряков, И. Скворцов-Степанов и др. сов. ученые.Во 2-й пол. 20 – нач. 30-х гг. проблемы философской науки широко обсуждались на свободных дискуссиях в печати и собраниях в Комакадемии, ИКП, Российской ассоциации н.-и. ин-тов обществ. наук (РАНИОН), в вузах, Обществе воинствующих материалистов- диалектиков (ОВМД), на конференциях марксистско-ленинских науч. учреждений и др. В их ходе подверглись критике неверные концепции и ошибки нек-рых сов. теоретиков в трактовке актуальных проблем диалектич. материализма. Механистич. филос. концепция Н. Бухарина, при помощи к-рой "обосновывались" его правооппортунистич. взгляды, была подвергнута критике в конце 20-х гг. в работах И. Сталина и др. сов. марксистов. Ошибки механистич. характера, допущенные Аксельрод-Ортодокс, Сарабьяновым, Скворцовым-Степановым, А. Тимирязевым и нек-рыми др. сов. философами, были подвергнуты критике, в частности А. Дебориным, Н. Каревым, И. Лупполом, Я. Стэном, Г. Тымянским и др. философами, группировавшимися вокруг журн. "Под знаменем марксизма", а также М. Селектором, А. Столяровым и др. (см. "Механисты"). В то же время А. Деборин и ряд его сотрудников (Н. Карев, И. Подволоцкий, Я. Стэн и др.), исследуя вопросы диалектики, истории философии (в особенности философии Гегеля) и критикуя механицизм, сами допускали существ. ошибки формалистич. и идеалистич. характера, выразившиеся в сближении диалектич. материализма с идеалистич. диалектикой Гегеля, в недооценке ленинского филос. наследия и в отрыве философии от практики социалистич. строительства. С критикой ошибочных филос. позиций Деборина и др. в конце 20 – нач. 30-х гг. выступали мн. сов. марксисты, в т.ч. В. Адоратский, В. Милютин, Н. Скрыпник, Е. Ярославский, М. Митин, В. Ральцевич, П. Юдин, Ф. Константинов, М. Каммари и др.Итоги филос. дискуссии 20-х гг. подвело постановление ЦК ВКП(б) (янв. 1931) "О журнале „Под знаменем марксизма“", в к-ром отмечалось, что "важнейшей задачей "Под знаменем марксизма" должно быть действительное выполнение намеченной для него Лениным программы, разработка ленинского этапа развития диалектического материализма, беспощадная критика всех антимарксистских и, следовательно, антиленинских установок в философии, общественных и естественных науках, как бы они ни маскировались" ("О партийной и сов. печати", сб. док-тов, 1954, с. 407).Филос. дискуссии, при всех недостатках и односторонностях, допущенных в их ходе, способствовали популяризации, разработке и применению ленинского филос. наследия, приближению философии к практике социалистич. строительства, усилению борьбы против бурж. идеологии, правого и "левого" оппортунизма, привлекли внимание широких слоев коммунистов, сов. интеллигенции к изучению марксистско-ленинской философии.В конце 20 – 1-й пол. 30-х гг. появился ряд работ, освещавших проблемы диалектич. материализма: систематич. изложение основ диалектич. материализма (Б. Быховский, О. Трахтенберг, Г. Тымянский и др.), проблем теории отражения (Т. Павлов); был издан коллективный труд "Диалектич. и историч. материализм", под ред. М. Митина (М., 1933), и др. учебные пособия.С сер. 30-х гг. творч. разработке проблем диалектич. материализма стали мешать элементы догматизма и начетничества, связанные с культом личности Сталина. Работа Сталина "О диалектич. и историч. материализме", представлявшая собой популярное и в ряде пунктов схематич. изложение нек-рых осн. положений марксистско-ленинской философии, была ошибочно провозглашена "классич. произведением марксизма". Наряду с правильными положениями она содержала и ошибочные формулировки. В частности, рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, Сталин делал акцент на борьбу противоположностей, не раскрывая их единства. В результате в лит-ре того времени порой относили понятие единства ("тождества") противоположностей к "пережиткам гегельянщины". Закон отрицания отрицания вообще не фигурировал в работе Сталина, в связи с чем этот закон диалектики в течение длительного времени не упоминался в филос. лит-ре. Вопросы диалектич. материализма рассматривались Сталиным впоследствии в работах "Марксизм и вопросы языкознания" и "Экономич. проблемы социализма в СССР". Но и в них изложению диалектич. материализма сопутствовали неточные и ошибочные положения, что также неблагоприятно отразилось на теоретич. работе сов. философов.Тем не менее и в условиях культа личности сов. философы на основе ленинского наследия освещали и разрабатывали ряд важнейших вопросов диалектич. материализма. В частности, в учебных пособиях и др. работах В. Адоратского, Б. Кедрова, Ф. Константинова, М. Митина, М. Розенталя, Е. Ситковского и др. философов анализировались сущность и богатство марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики, ее законов и категорий. Разрабатывались проблемы теории познания диалектического материализма, в особенности теории отражения (Т. Павлов, Ф. Хасхачих и др.), нек-рые филос. вопросы материи и движения (В. Познер и др.), роли и значения практики как основы познания и критерия истины и др. В работах сов. философов (В. Асмуса, К. Бакрадзе и др.) исследовались проблемы формальной логики.С сер. 50-х гг. научно-теоретич. работа в области диалектич. материализма, освобождаясь от последствий культа личности, стала приобретать все более творч. характер.Сов. философы (Ф. Константинов, М. Митин, П. Федосеев, Ю. Францев и др.) разрабатывают вопрос о характере совр. эпохи, осн. содержание к-рой составляет процесс перехода от капитализма к социализму. Для исследования диалектики совр. мирового процесса первостепенное значение имела теоретич. разработка диалектики соотношения общего, единичного и особенного, категорий формы и содержания и др. категорий материалистич. диалектики. В 60-е гг. создан ряд работ по теории материалистич. диалектики и ее актуальным проблемам: коллективные труды – "Диалектика совр. обществ. развития", М., 1966; "Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства коммунизма", М., 1966; "Категории материалистической диалектики", М., 1966; монографии Б. Кедрова, П. Копнина, Н. Пилипенко, М. Розенталя, М. Руткевича, В. Тугаринова, Г. Штракса и др.В работах по вопросам диалектики развития социалистич. общества и перерастания социализма в коммунизм (работы Г. Глезермана, Л. Ильичева, Ф. Константинова, М. Митина, Ц. Степаняна, Б. Украинцева, А. Ковальчука, В. Черткова и др.), в коллективных трудах ("О диалектике развития сов. социалистич. об-ва", М., 1962; "Общие закономерности и особенности перехода к социализму в различных странах", М., 1962; "Особенности действия законов диалектики в период перехода к коммунизму", Л., 1963; "Диалектика строительства коммунизма". М., 1968, и др.) анализируется вклад КПСС в решение проблем диалектики обществ. развития, делаются попытки показать специфику проявления законов диалектики в условиях социализма. При этом высказываются две разные точки зрения. Согласно одной из них, следует различать два различных типа диалектики: диалектику предыстории человечества и диалектику развития коммунистич. общества. Согласно второй т. зр., получившей широкую поддержку, существует и развивается единая, всеобщая материалистич. диалектика, законы к-рой в различных условиях проявляются по-разному.В качестве центр. проблемы в исследованиях диалектики развития социалистич. общества выделилась проблема противоречий, их структуры, взаимосвязи, специфики и путей их преодоления в условиях социализма, соотношения противоречий и единства и т.п. В условиях социализма, на основе присущего ему социально-политического единства общества, возникают новые пути (формы) преодоления противоречий.В работах сов. философов 50–60-х гг. исследуется закон отрицания отрицания, ряд категорий, ранее не освещавшихся в лит-ре: часть и целое, внешнее и внутреннее, конечное и бесконечное, непрерывность и дискретность, система и элементы, цель и целесообразность и др. В нек-рых работах проводится мысль, что все категории диалектич. логики суть выражения определ. законов, что законами диалектики являются связи и соотношения категорий (законы причинности, превращения возможности в действительность, взаимосвязи случайности и необходимости, формы и содержания и т.п.).Большое место в деятельности сов. философов в 60-е гг. заняли проблемы диалектики как методологии и логики научного мышления (см. сб. "Вопросы диалектич. материализма. Элементы диалектики", М., I960; "Диалектика и логика. Законы мышления", М., 1962; "Диалектика и логика. Формы мышления", М., 1962; "Нек-рые категории диалектики", М., 1963; "Методологич. проблемы науки", М., 1964; "Вопросы диалектики и логики", Л., 1964; "Проблема возможности и действительности", М.–Л., 1964; работы М. Алексеева, Ф. Георгиева, Э. Ильенкова, Б. Кедрова, П. Копнина, А. Коршунова, В. Лекторского, И. Нарского, В. Рожина, М. Розенталя, Е. Ситковского, С. Церетели и др.); был дан анализ проблем восхождения от абстрактного к конкретному в процессе научного познания, о соотношении логического и исторического, о свойствах и значении науч. абстракций, о диалектике соотношения различных понятий и т.п.Появился ряд коллективных трудов – "Диалектика – теория познания" (М., 1964) и др. и монографич. исследования, посвященные разработке ленинской идеи о единстве, тождестве, совпадении диалектики, логики и теории познания. В интерпретации этой идеи выявились три осн. точки зрения. Одна из них сводится к пониманию единства диалектики, логики и теории познания марксизма как тождества, полного совпадения содержания и смысла этих понятий. Другая точка зрения трактует это единство как с в я з ь т о ж д е с т в а и р а з л и ч и я данных понятий. Третья сводится к пониманию указанного единства как сочетания противоположных, различных по содержанию и смыслу элементов.Значит. развитие получили исследования проблем логики. В ряде коллективных трудов ("Вопросы теории познания и логики", М., 1960; "Проблемы логики науч. познания", М., 1964; "Проблемы мышления в совр. науке", М., 1964; "Диалектика и логика науч. познания", М., 1966, и др.) раскрывается сущность диалектич. логики как содержат. логики развития, отвечающей уровню, потребностям и задачам развития совр. науч. знания; исследуются филос. вопросы совр. формальной логики, ее соотношение с диалектич. логикой, формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслит. операции (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование) – Е. Войшвилло, Д. Горский, А. Зиновьев, Г. Рузавин, Н. Стяжкин, П. Таванец, А. Уемов и др. Развитие логич. исследований способствовало преодолению нигилистич. отношения к математич. (символич.) логике как к науке, якобы не связанной с филос. проблематикой. Было показано, что математизация, формализация науч. знаний имеют важное гносеологич. значение, что в математич. логике определения формальной логики находят наиболее развитое выражение и что с помощью символич. логики осуществляется непосредств. связь с наукой и техникой.Исследования ряда сов. философов (Ф. Архипцева, С. Мелюхина, М. Мостепаненко и др.) посвящены анализу филос. понятия материи в свете данных совр. естествознания. В работах А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Спиркина, Е. Шороховой и др. ученых дается филос. анализ проблемы сознания, раскрываются – с учетом новых данных нейрологии, психологии и кибернетики – закономерности его происхождения и развития, его сущности как специфически человеч. формы отражения объективной реальности. Разработке филос. проблем материального и идеального, физиологического и психического способствовали работы ряда ученых (П. Анохина, Э. Асратяна, Ф. Бассина, И. Бериташвили, Н. Бернштейна, Н. Гращенкова, В. Парина, С. Саркисова, В. Черниговского и др.), психологов Б. Ананьева, А. Леонтьева, А. Лурия и др. В связи с успехами кибернетики, моделирования различных мыслит, операций, математич. методов в науч. исследовании сов. философы [см. коллективные труды "Ленин и совр. естествознание" (М., 1969), "Ленинизм и филос. проблемы современности" (М., 1970), а также работы Л. Резникова, B. Тюхтина, Б. Украинцева и др.] использовали новые данные науки для разработки ленинских положений об отражении как общем свойстве материи, о соотношении понятий отражения и информации, образа и модели, филос. аспекты системно-структурного анализа и др. Важное значение для разработки теории отражения в свете совр. достижений имеет коллективный труд сов. и болг. философов "Ленинская теория отражения и современность" (София, 1969), созданный под руководством Т. Павлова.Систематизации проблем диалектич. материализма способствовало создание учебников "Основы марксистской философии", под ред. Ф. Константинова (М., 1958) и филос. раздела в кн. "Основы марксизма-ленинизма", под ред. О. В. Куусинена (М., 1959) и ряда учебных пособий (И. Андреева, В. Афанасьева, М. Руткевича, А. Спиркина, А. Шептулина и др.).Разработка философских проблем естествознания в Ф. п. в СССР исходит из идей Ленина, к-рый важнейшей задачей воинствующих материалистов считал разработку в союзе с представителями естеств. науки филос. вопросов, выдвигаемых новейшей революцией в области естествознания, и исследование этих вопросов с позиций материалистич. диалектики.Сов. философы уже в 20-е гг. начали исследование проблемы взаимосвязи философии и естествознания (работы И. Агола, П. Бондаренко, П. Валескална, Б. Гессена, А. Деборина, Э. Кольмана, А. Максимова, C. Семковского и др.). Эта работа сов. философов опиралась в значит. мере на выдающиеся достижения ученых-естествоиспытателей, на их материалистические и диалектические идеи. В работах К. Тимирязева проводилась диалектич. концепция развития применительно к теории органич. эволюции; физиологич. теория И. Павлова способствовала укреплению естеств.-науч. материалистич. фундамента марксистско-ленинской философии. С. Вавилов убедительно показал, что работа над проблемами совр. физики неизбежно заставляет ученых мыслить в категориях диалектики: т.н. "жесткая" антитеза старой физики – непрерывное или дискретное – исчезла для совр. физика, и обе стороны антитезы предстали перед ним в их органич. единстве. Н. Курнаков, используя новейшие данные химии, обосновал диалектич. понимание соотношения свойств непрерывности и дискретности в явлениях природы, положение диалектич. логики о единстве противоположностей, показал методологич. значение этого положения для развития химич. науки. Исследования В. Вернадского способствовали естественнонауч. обоснованию диалектич. концепции развития и связанной с ней идеи единства мира. Значение диалектич. материализма для преобразования-природы подчеркивал в своих работах ученый-селекционер И. Мичурин.В биологич. науке Н. Вавилов успешно применял положения материалистич. диалектики при разработке теории вида и видообразования (см., напр., Н. И. Вавилов, Линнеевский вид, как система, М.–Л., 1931; В. Л. Комаров, Учение о виде у растений, М.–Л., 1940), призывал построить диалектич. учение о виде, ибо только такое учение с его т. зр. способно раскрыть генезис вида. А. Опарин разработал оригинальную теорию происхождения жизни, в к-рой нашли отражение идеи Энгельса. Разработке филос. проблем теории органич. эволюции способствовали также исследования Б. Келлера, А. Северцова, И. Шмальгаузена и др. сов. ученых. На идеи диалектич. материализма с 20–30-х гг. опирались в своих научных исследованиях А. Бах, И. Бериташвили, А. Иоффе, Л. Орбели и др. видные естествоиспытатели.Вопрос о значении диалектич. материализма и ленинского филос. наследия для развития совр. естествознания освещался в ряде работ сов. ученых-естествоиспытателей (коллективные труды "Великое произведение воинствующего материализма", М., 1959; "Ленин и наука", М., 1960; "Октябрь и науч. прогресс", кн. 1–2, М., 1967, и др., работы А. Александрова, В. Амбарцумяна, А. Берга, Д.Блохинцева, Б. Быховского, Н. Дубинина, М. Келдыша, Н. Семенова, В. Фока, Г. Франка, В. Энгельгардта и др. естествоиспытателей) и философов (Б. Кедрова, М. Омельяновского, X. Фаталиева и др.).В процессе исследования филос. проблем естествознания нек-рые философы и естествоиспытатели (А. Тимирязев, А. Максимов, Т. Лысенко и др.) допускали ошибки в подходе к вопросам науки; в частности, о науч. ценности нек-рых научных открытий порой судили не по их реальному содержанию и значению, а по той интерпретации, к-рая давалась им в бурж. филос. лит-ре. В результате этого недооценивались или подчас отвергались, напр., теория относительности, теория резонанса, достижения классич. генетики и т.п. Впоследствии эти ошибки были преодолены. В трудах сов. ученых рассматриваются, проблемы физики элементарных частиц, внегалактич. астрономии, космологии, молекулярной биологии, нейрологии, психологии, кибернетики и т.д. (см. "Филос. проблемы физики элементарных частиц", М., 1963; "Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии", М., 1963; "О сущности жизни", М., 1964, и др.).В последние десятилетия усилился процесс дифференциации естествознания и взаимодействия различных наук; в связи с этим в исследоват. работе сов. философов выдвинулась на первый план проблема уровней организации материи, соотношения различных форм движения материи. В работах И. Кузнецова, С. Мелюхина, Г. Наана, Н. Овчинникова, В. Свидерского и др., а также в ряде коллективных трудов исследуется филос. значение законов, принципов и понятий совр. естествознания (принцип соответствия, закон взаимосвязи массы и энергии, понятия структура, элементарное и неэлементарное, прибор, информация, масса, энергия и др.), процессов дифференциации и интеграции знания. Сов. марксисты показали, что распространенное истолкование соотношения А.Эйнштейна: Е=mс2 – как якобы закона превращения массы в энергию – не соответствует действительному содержанию формулы, выражающей соотношение связи массы и энергии как двух неотъемлемых характеристик любого физич. объекта. Т.о., была доказана несостоятельность построений неоэнергетизма и восстановлен подлинный смысл важнейшего принципа совр. естествознания. Сов. учеными дана критика позитивистской интерпретации теории относительности и квантовой механики.Развитие естеств. наук выдвинуло в качестве одной из актуальных проблем задачу дальнейшей разработки принципа детерминизма применительно к новейшим достижениям естествознания. В трудах сов. ученых (см., напр., "Проблема причинности в совр. физике", М., 1960; "Проблема причинности в совр. биологии", М., 1961, а также работы Ю. Сачкова, Г. Свешникова, И. Фролова и др.) раскрывается объективный характер закона причинности и многообразие форм его проявления в различных областях природы, и др. Исследуется вопрос о природе статистичности многих совр. естественнонауч. теорий.Обобщая данные конкретных наук, В. Готт, И. Новик, А. Уемов, А. Урсул, В. Штофф и др. разрабатывают филос. аспекты проблемы методов исследования, применяемых в совр. естествознании (эксперимент, метода, метода математич. гипотез, моделирования и т.п.), теории вероятности, идей симметрии в их применении к естеств. наукам, и др.Большой вклад в решение филос. проблем математики и кибернетики внесли сов. ученые А. Берг, В. Глушков, Б. Гнеденко, А. Ляпунов, С. Соболев и др.Значит. успехом сов. ученых (А. Колмогорова, А. Маркова, П. Новикова, С. Яновской и др.) является разработка проблем математической логики (включая и ее филос. аспект) как одного из совр. методов науч. исследования.Разработка сов. и зарубежными марксистами филос. проблем естествознания убедительно подтверждает вывод Ленина о том, что новейшая революция в естествознании сопровождается глубокой перестройкой его филос. основ, что совр. естествознание "рождает диалектический материализм". В последние годы получили распространение философские (методологич.) семинары ученых, симпозиумы философов и др. ученых по филос. проблемам естествознания как формы совместной работы философов и естествоиспытателей. Плодотворными для развития как естествознания, так и Ф. н. в СССР явились совещания по филос. вопросам естествознания, психологии, кибернетики. Сов. философы совместно с естествоиспытателями создают многотомный труд "Диалектич. материализм и совр. естествознание" (M., 1968–). К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина сов. и зарубежные ученые-философы и естествоиспытатели создали труды "Ленин и совр. естествознание" (М., 1969); "Ленин и совр. наука" (кн. 1–2, М., 1970), в к-рых раскрывается значение ленинской теории и метода для развития совр. науки.Разработка вопросов истори- ческого материализма и философских проблем научного к о м м у н и з м а. Перед Коммунистич. партией, марксистской теорией после Οкт. революции встали вопросы о путях построения социализма и закономерностях его развития, проблемы изменения социальной структуры и политич. организации общества, развития социалистич. культуры, формирования нового человека. В связи с этим требовалась перестройка исследований в философии и других обществ. науках на базе марксистской методологии. Решение этих проблем проходило в переходный период в условиях острой борьбы классов и противоборства двух социальных систем – социализма и капитализма. Труды Ленина, его соратников и учеников в этот период обогатили марксистскую мысль исследованием двух взаимосвязанных процессов совр. истории: рождения и развития социалистич. формации и крушения капиталистич. системы, разработкой учения о диктатуре рабочего класса, ее формах и функциях в условиях построения социализма и перехода к коммунизму. Ленинская методология исследования социальных процессов противостояла двум характерным искажениям марксистской теории: механистич. концепциям теоретиков 2-го Интернационала и правых оппортунистов, проповедовавших, что социализм наступит в силу автоматич. действия объективных законов, а также мелкобурж. субъективистско-волюнтаристским концепциям. Исследуя закономерности становления новой формации, Ленин показал диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора, раскрыл его возросшую роль, указал на качественно новую, творч. функцию трудящихся в строительстве нового общества. Ленин и его ученики разработали проблемы социалистич. революции в идеологии и культуре, в ходе к-рой формируется духовный мир нового человека. Ленин показал, что важнейшим условием развития обществ. отношений является создание материально-технич. базы социализма.Ленинское учение о победе социализма в отдельно взятой стране, о путях и методах социалистич. строительства заняло центр. место в теоретич. работе партии.Филос.-теоретич. проблемы социалистич. строительства развивались сов. марксистами в борьбе с троцкизмом, правым и "левым" оппортунизмом, др. антиленинскими течениями.Активно разрабатывались в этот период проблемы диалектики производит. сил и производств. отношений, подвергались критике троцкистские идеи "сверхиндустриализации", волюнтаризм и прожектерство в понимании закономерностей и темпов развития производит. сил, а также механистич. теория равновесия, затушевывавшая противоречия в развитии производств. отношений, концепция, сводившая социалистич. решитпроизводств. отношения к технич. отношениям произ-ва, и т.п. (Н. Бухарин). Раскрывая созидат. роль диктатуры пролетариата в построении социализма, сов. марксисты подвергали критике концепции примирения классов и врастания кулака в социализм, отмирания гос-ва в переходный период от капитализма к социализму, разоблачали троцкистское понимание диктатуры пролетариата как органа исключительно адм. насилия, "завинчивания гаек" и т.п.Начиная с 20-х гг. стали выходить учебные пособия и др. книги (В. Адоратского, Г. Гака, Ф. Горохова, Ф. Константинова, С. Кривцова, М. Митина, И. Разумовского, Л. Спокойного, Б. Фингерта, М. Ширвиндта и др.), систематически излагавшие основы историч. материализма. Продолжая начавшуюся в 20-е гг. разработку ленинского филос. наследия, сов. философы подготовили ряд трудов, раскрывающих значение ленинских идей в области историч. материализма.К сер. 30-х гг. в филос. лит-ре утверждается понимание историч. материализма как составной части марксистско-ленинской философии, учения о наиболее общих законах развития общества, марксистской общесоциологич. теории и методологии познания явлений обществ. жизни.Разрабатывая марксистско-ленинское учение о социалистич. культуре и культурной революции, сов. ученые подвергают критике концепции А. Богданова и Пролеткульта. Была показана несостоятельность вульгарносоциологич. взглядов (Э. Енчмена, С. Минина и др.), отрицавших значение наследия культуры, науки, иск-ва, философии для победившего пролетариата. Видную роль в разработке проблем культурной революции, борьбе с вульгаризаторством и упрощенчеством сыграли работы А. Луначарского, И. Луппола, М. Лифшица, П. Юдина и др.Сов. ученые (И. Альтер, В. Асмус, А. Деборин, М. Фурщик и др.) выступают в 20–30-х гг. против бурж. философии истории и социологии, критикуют социал-реформистские теории К. Каутского, Г. Кунова, М. Адлера и др.Сов. философы (Г. Александров, М. Аржанов, Б. Бернадинер, Б. Быховский, С. Вольфсон, М. Митин, П. Федосеев и др.) разоблачают идеологию фашизма, его расистско-шовинистич. концепции, реакц. филос. и социологич. истоки.Победа социалистич. строительства выдвинула ряд новых социологич. проблем. В парт. документах, ряде колл. трудов и др. работах сов. ученых (Г. Глезермана, П. Черемных, Ф. Чернова и др.) раскрываются закономерности классовой борьбы в переходный период и движущие силы социалистич. общества, изменения в социальной структуре общества и др.В период Отечеств. войны сов. философы развернули большую идейно-политич. деятельность в борьбе с фашизмом. В послевоен. период сов. философы продолжали работу в области историч. материализма, выступали с критикой бурж. концепций обществ. развития. Была создана и получила широкое распространение кн. "Историч. материализм", под ред. Ф. Константинова (М., 1950). Сов. философы (М. Каммари, И. Цамерян и др.) обобщали опыт разрешения нац. вопроса в СССР, исследовали закономерности формирования социалистич. наций. Однако и в этой области знания глубокая разработка науч. проблем в 30–40-х гг. зачастую подменялась комментированием и восхвалением положений Сталина, в т.ч. и ошибочных. Неверный тезис Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму в обстановке культа личности служил "теоретическим" обоснованием массовых репрессий.Полная и окончательная победа социализма и строительство коммунизма в СССР, превращение социализма в мировую систему, решения XX–XXIII съездов КПСС создали предпосылки для дальнейшего развития марксистско-ленинской философии, в т.ч. историч. материализма. С сер. 50-х гг. в области историч. материализма развертываются дискуссии по широкому кругу вопросов, в науч. обиход вводятся новые категории, разрабатываются новые филос. проблемы обществ. развития, к-рые поставлены развитием мировой системы социализма, междунар. революц. движением, научно-технич. революцией. Анализ общих закономерностей и специфики развития социализма в отд. странах, перехода к коммунизму в СССР, перспектив развития как во внутр., так и в междунар. аспекте дан в решениях XX–XXIII съездов партии и пленумов ЦК КПСС, в новой Программе КПСС (1961).В отчетном докладе ЦК XXIII съезду КПСС (1966), в докладах Л. И. Брежнева "50 лет великих побед социализма" (1967), "Дело Ленина живет и побеждает" (1970) и др. его выступлениях (см. "Ленинским курсом", т. 1–2, М., 1970), в тезисах ЦК КПСС к 50-летию Οкт. революции и др. партийных документах подводятся итоги пройденного партией и народом пути социалистич. и коммунистич. строительства, дан анализ совр. теоретич. проблем междунар. коммунистич. движения.Важным теоретич. документом является выступление Л. И. Брежнева на Международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве (1969), в к-ром дан теоретический анализ совр. междунар. обстановки и революц. борьбы против империализма, проблем междунар. коммунистич. движения и единства действий антиимпериалистич. сил, принципиальных вопросов коммунистич. строительства и развития мировой системы социализма. Говоря о новых явлениях в развитии капитализма, Л. И. Брежнев отметил, что гос.-монополистич. капитализм, гигантски обобществляя произ-во, централизуя управление им, до крайности углубляет осн. противоречие бурж. строя – противоречие между обществ. характером произ-ва и частным способом присвоения. "Со все большей силой влияют на внутренние процессы и политику империализма рост мощи социализма, ликвидация колониальных режимов, натиск рабочего движения. Многие важные особенности современного империализма объясняются тем, что он вынужден приспосабливаться к новым условиям, к условиям борьбы двух систем" (Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 44). Империализм наших, дней, отмечал Л. И. Брежнев, все еще располагает мощным, высокоорганизованным производств. механиз-мом, использует те возможности, к-рые дают все большее сращивание монополий с гос. аппаратом и совр. научно-технич. прогресс. Вместе с тем "именно в наше время все острее проступают глубокие, поистине непреодолимые внутренние противоречия, подтачивающие капитализм, и прежде всего – противоречие между трудом и капиталом. Под напором сил социализма и демократии продолжается ослабление его мировых позиций. Сегодня полнее, чем когда-либо, он раскрывает себя как строй социального и национального неравенства, гнета и насилия" (там же, с. 45).В выступлении Л. И. Брежнева раскрыто значение ленинской концепции пролет. интернационализма, противостоящей антиленинским течениям, направленным на расшатывание коммунистич. рядов, на разобщение антиимпериалистич. сил. В выступлении изложена линия на преодоление разногласий, существующих в коммунистич. движении. Это прежде всего совместные действия против империализма; всемерное расширение связей и контактов между братскими партиями. Важнейшее направление борьбы за единство коммунистич. движения – обобщение теоретич. работы партий, развитие на этой основе марксистско-ленинской теории, защита ее принципов, необходимость теоретич. оценки новых форм борьбы, выдвигаемых жизнью. Дальнейшая творческая разработка проблем коммунистич. движения – актуальная задача братских партий (см. тамже, с. 76–77).Строительство коммунистич. общества происходит в обстановке острой классовой, особенно идеологической, борьбы на междунар. арене, в условиях борьбы нового, социалистич. строя против сил и традиций старого строя, остающихся еще и в социалистич. странах. КПСС последовательно проводит классовую, партийную линию во всей теоретич., в т.ч. и научно-филос. работе, требует четкости и ясности идейных позиций, активно борется против бурж. идеологии, оппортунизма и ревизионизма как правого, так и "левого". ЦК КПСС проявляет постоянную заботу о повышении теоретич. уровня филос. науки. "Разработка важных проблем экономики и политики, философии и социологии, истории и права, других общественных наук в тесной связи с практикой коммунистического строительства, – говорил Л. И. Брежнев на XXIII съезде КПСС, – важнейшая задача советских ученых... Развитие общественных наук и внедрение их рекомендаций в практику играют не менее важную роль, чем использование достижений естественных наук в сфере материального производства и развитии духовной жизни народа" (Материалы XXIII съезда КПСС, 1966, с. 86). Необходимость дальнейшей разработки проблем марксистско-ленинской теории, в т.ч. диалектич. и историч. материализма, науч. коммунизма, отмечается в постановлении ЦК КПСС (авг. 1967) "О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и повышению их роли в коммунистич. строительстве".В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина КПСС развернула и активизировала теоретич. работу по исследованию и пропаганде ленинского наследия, в т.ч. в области философии. В тезисах ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина" раскрывается роль В. И. Ленина и ленинизма в развитии марксизма, показывается, что "Ленин был величайшим ученым в революции и революционером в науке, открывшим новый этап в развитии марксистской теории, обогатившим все составные части марксизма – философию, политическую экономию и научный коммунизм" (1970, с. 6). В тезисах ЦК КПСС показано, что Ленин дал ответы на самые актуальные вопросы, поставленные ходом историч. развития, развил и обогатил диалектич. и историч. материализм Маркса и Энгельса, защитил и развил осн. принципы мировоззрения и метода марксизма, дал решение новых проблем науки, накопившихся после Маркса и Энгельса, обстоятельную критику идеалистич. и метафизич. концепций. Ленин, говорится в тезисах, "...всесторонне исследовал диалектику общественного развития, взаимодействие экономики и политики, взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания и многие другие вопросы" (там же, с. 14–15).Подчеркивая определяющее значение объективных условий и тенденций обществ. развития, Ленин всегда соединял глубину научного анализа историч. явлений с самым решит. признанием значения революц. энергии, инициативы, сознательности, организованности масс, классов, партий, а также деятельности отд. личностей. КПСС, продолжая ленинские традиции, отстаивает и разрабатывает марксистско-ленинскую теорию. "Ленинские идеи о сущности и принципах коммунизма, о формах и методах его строительства, – отмечается в тезисах, – развернуты партией в целостную и научно обоснованную программу построения коммунистического общества. Она положена в основу решения важнейших вопросов политики, экономики, идеологической и организационной деятельности, которые, как подчеркнул XXIII съезд, находятся в центре внимания партии" (там же, с. 54). Выполняя ленинские заветы, КПСС во главе с Центральным Комитетом творчески подходит к решению проблем практики революц. борьбы и коммунистич. строительства, теоретически осмысливает великий историч. опыт современности, ведет активную идеологич. борьбу против империализма, бурж. идеологии, против всех отступлений от марксизма-ленинизма. Исследованию актуальных проблем историч. материализма и науч. коммунизма посвящены коллективные труды Ин-та философии АН СССР и др. науч. учреждений, работы В. Афанасьева, Г. Глезермана, В. Голосова, Ф. Константинова, А. Курылева, М. Митина, В. Разина, В. Семенова, Ц. Степаняна, П. Федосеева, Ю. Францева, Д. Чеснокова и др. сов. философов.Сов. ученые совместно с марксистами др. стран исследуют соотношение всеобщих и особенных закономерностей перехода от капитализма к коммунизму, разрабатывают совр. проблемы социалистич. революции и социалистич. гос-ва в различных его формах, исследуют возможности как немирного, так и мирного путей осуществления социалистич. революции, закономерности и формы мирного сосуществования гос-в с различ. обществ. строем и т.д. (А. Бутенко, Ф. Бурлацкий, А. Ковалев, Ф. Т. Константинов, Ю. Красин, Л. Славин, А. Соболев и др.). Изучаются проблемы субъективного фактора, закономерности развития духовной жизни и социалистич. обществ. сознания, проблемы коммунистич. воспитания, пути преодоления пережитков капитализма в сознании и поведении людей (работы Г. Глезермана, В. Журавлева, С. Ковалева, Л. Н. Когана, А. Маслина, В. Приписнова, Л.Сохань, Б. Чагина и др.).Рассматривая проблемы обществ. сознания, нек-рые авторы (В. Келле, М. Ковальзон) выделяют в его развитии две взаимосвязанные стороны: познават. и идеологич. процессы; др. авторы (напр., Г. Гак) рассматривают все формы обществ. сознания гл. обр. с т. зр. их познават. функции. Ряд работ сов. философов посвящен рассмотрению структуры обществ. сознания, закономерностей его развития, соотношения его форм, взаимодействия идеологии и обществ. психологии. Проводятся исследования роли обществ. мнения при социализме (Б. Грушин, А. Уледов и др.), изучаются закономерности развития социалистич. культуры и формирования культуры коммунизма (коллективные труды Ин-та философии АН СССР и др.). Разрабатываются различные аспекты проблемы человека, исследуется влияние научно-технич. революции на личность, ее структуру и положение в обществе (колл. работы и монографии Б. Ананьева, В. Давидовича, М. Митина, М. Петросян, К. Платонова, В. Тугаринова и др.), подвергаются критике бурж. концепции человека.Исследуются опыт разрешения нац. вопроса при социализме, закономерности развития нац. отношений, показывается, что расцвет наций и их культур сочетается с процессом сближения наций и формирования единой общечеловеч. культуры (Н. Джандильдин, С. Калтахчян, И. Кравцев и др.). Исследование опыта некапиталистич. развития ранее отсталых народов к социализму (А. Алтмышбаев, М. Джунусов и др.) свидетельствует о возможности видоизменения общей закономерности развития и смены обществ. формаций у ряда народов.Сов. ученые (Г. Волков, Д. Гвишиани, Г. Добров, А. Зворыкин, Ю. Мелещенко, С. Микулинский, Г. Осипов, В. Подмарков, С. Шухардин, М. Ярошевскийи др.) разрабатывают вопросы, связанные с содержанием и особенностями совр. науч.-технич. революции, а также комплексно исследуют проблемы науки и ее истории (науковедение), логику и психологию науч. творчества.В 60-е гг. сов. философы вместе с др. сов. учеными развернули конкретные социологич. исследования, результаты к-рых обобщены в книгах: "Подъем культурно-технич. уровня сов. рабочего класса" (М., 1961); "Марксистская и бурж. социология сегодня" (М.,1964); "Социология в СССР" (т. 1–2, М., 1965); "Рабочий класс и технич. прогресс" (М., 1965); "Труд и развитие личности" (Л., 1965); "Человек и его работа" (М., 1967) и др. Сов. социологами (Н. Аитов, Ю. Волков, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Г. Пруденский, М. Руткевич, А. Харчев, В. Шубкинидр.) проведены исследования по проблемам социальной структуры общества, проф. ориентации молодежи, проблеме стимулов и мотивов труда, роста культурно-технич. уровня рабочего класса, свободного времени, семейных отношений и др. Сов. социологи изучают процессы сближения умств. и физич. труда, увеличение занятости людей в непроизводственной сфере и др. Внимание философов и социологов (Г. Андреева, Э. Араб-Оглы, Ю. Замошкин, И. Кон, В. Ядов и др.) привлекают проблемы методологии и методики конкретных социологич. исследований, анализ понятийного и логико-математич. аппарата, используемого в социологич. исследованиях, в их работах дается критика различных направлений бурж. социологии.Проблемы этики и коммунистич. воспитания в послеоктябрьский период освещаются в ряде выступлений и работ В. И. Ленина, М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. М. Горького, А. С. Макаренко и др.Теоретич. работа сов. философов по проблемам этики в течение длит. времени не была развернута. В конце 50 – нач. 60-х гг. наступил перелом в разработке этич. проблематики.Сов. философы (А. Шишкин, В. Тугаринов, Л. Архангельский, Г. Бандзеладзе, О. Дробницкий, М. Журавков, В. Иванов, Н. Рыбакова, А. Титаренко, О. Целикова, К. Шварцман и др.) исследуют пути и закономерности формирования коммунистич. нравственности, нравств. идеал, историю этич. учений, разрабатывается система категорий марксистской этики, нормы нравств. сознания, проблема ценностей. В ряде работ подвергаются критике бурж. этич. концепции, раскрывается превосходство социалистич. гуманизма над абстрактным бурж. гуманизмом. Однако в целом проблемы этики в сов. филос. науке разработаны еще недостаточно.П р о б л е м ы э с т е т и к и. Принципиальное методологич. значение для развития эстетич. мысли в СССР имеют идеи В. И. Ленина, а также работы В. Воровского, М. Горького, А. Луначарского и др. сов. марксистов. Формирование и упрочение метода социалистич. реализма происходили в борьбе с представителями идеалистич. школ в эстетике, а также с вульгарно-социологич., нигилистич. тенденциями (Пролеткульт, "рапповщина" и др.). Филос. проблемы теории и истории эстетики в переходный период разрабатывались в работах В. Асмуса, В. Гриба, В. Кеменова, М. Лифшица и др.В обстановке культа личности в сов. иск-ве распространилась порочная теория "бесконфликтности"; в то же время идеологически чуждыми и формалистическими нередко объявлялись ценные произведения ряда советских и прогрессивных зарубежных писателей и художников.Но и в это время были созданы ценные работы деятелями сов. лит-ры и иск-ва (А. Фадеев, К. Федин, И. Грабарь, Б. Иогансон и др.), а также критиками и искусствоведами И. Анисимовым, Б. Бурсовым, Б. Рюриковым, М. Храпченко и др. по проблемам теории и метода социалистич. реализма.В 50–60-е гг. происходит значит. оживление эстетич. исследований. Их гл. содержанием становится раскрытие закономерностей становления художеств. культуры коммунизма, путей и методов эстетич. воспитания народа. Эстетич. мысль развивается в ходе дискуссий о природе эстетического, сущности прекрасного, о реализме, о сущности иск-ва как формы обществ. сознания, о соотношении метода, мировоззрения, о стиле, художеств. образе, типизации, о познават. характере художеств. творчества и др. Вышел ряд работ философов и эстетиков, посвященных проблемам сов. иск-ва [Ю. Борев, В. Днепров, А. Егоров, В. Иванов, В. Разумный, Б. Сучков, Н. Шамота, В. Щербина и др., сб. "Вопросы эстетики" (вып. 1–8, М., 1958–68); "Проблемы социалистич. реализма" (М., 1961) и др.]. Достигнуты значительные успехи в исследовании истории эстетич. учений (В. Асмус, А. Лосев, М. Овсянников, З. Смирнова Г. Апресян и др.). Интенсивно развивается технич. эстетика, разрабатываются социологич. проблемы искусства.История философии и критика б у р ж . ф и л о с о ф и и. Ф. н. в СССР с первых лет существования сов. гос-ва глубоко овладевает филос. наследием и критически анализирует бурж. филос. учения прошлого и современности. Сов. философы совместно с марксистами др. стран разработали науч. концепцию развития филос. мысли человечества от древности до наших дней. Были пересмотрены сложившиеся в бурж. историографии традиц. трактовки учений, особенно материалистич. и диалектических, активно изучается история философской мысли ряда стран и народов, ранее не исследовавшихся в СССР (филос. мысль мн. народов СССР и восточноевроп. стран, народов Востока, стран Лат. Америки и др.), а также мн. материалистич. филос. системы и направления, игнорировавшиеся бурж. историографией.Значит. роль в историко-филос. науке сыграли начавшиеся с 20-х гг. исследования антич. философии. Сов. ученые (В. Асмус, Г. Александров, А. Ахманов, Г. Баммель, С. Данелиа, М. Дынник, А. Лосев, А. Маковельский, В. Сережников, Б. Чернышев и др.) исследовали материалистич. и диалектич. традиции древней философии, раскрыли содержание борьбы материализма и идеализма в философии антич. мира. О. Трахтенберг написал труд по истории средневековой философии Запада. Сов. историки и философы Н. Конрад, А. Маковельский, А. Петров, И. Рейснер, Я. Радуль-Затуловский, Ш. Нуцубидзе, И. Панцхава, Ш. Хидашели, Г. Габриэльян, В. Чалоян, А.Богоутдинов, С. Григорьян, З. Геюшев, Г. Гусейнов, Ф. Кочарли, В. Захидов, И. Муминов, М. Хайруллаев и др. в своих работах исследуют филос. мысль народов Закавказья, Ср. Азии, Бл., Ср. и Дальнего Востока, раскрывают материалистич. и атеистич. тенденции в странах Востока, роль "бунтарских" и еретич. учений, к-рые зачастую игнорируются бурж. исследователями. Но ср.-век. и последующая философия народов Востока до сих пор остается все еще мало исследованной.В трудах сов. ученых (М. Дынник, Б. Кузнецов и др.) исследуются проблемы философии и культуры эпохи Возрождения, раскрывается филос. значение великих науч. открытий.Богатые традиции накоплены в исследовании истории материализма и диалектики нового времени (работы В. Асмуса, Б. Быховского, А. Гулыги, А. Деборина, М. Дынника, И. Луппола, М. Митина, X. Момджяна, И. Нарского, Т. Ойзермана, Е. Ситковского, В. Соколова, А. Ческиса и др.). Сов. ученые первыми дали развернутое освещение выдающейся роли англ. и франц. материализма 17–18 вв., философии Фейербаха в борьбе за науч. и обществ. прогресс. В сов. литературе укрепилась материалистич. интерпретация спинозизма, раскрыты материалистич. характер воззрений Дидро, рационалистическое и материалистическое содержание философии Декарта и Спинозы; проанализирована философия Гоббса, Локка, Гельвеция, Гольбаха, Юма и других выдающихся мыслителей.Наиболее полно в сов. филос. лит-ре рассматривалась диалектика Гегеля; в ходе дискуссий в 20 – нач. 30-х гг. критиковались попытки сближения гегелевской диалектики с марксистской (чтo имело место в работах А. Деборина и его сторонников). В 1947 ЦК КПСС организовал филос. дискуссию по кн. Г. Александрова "История западноевроп. философии" (М., 1945), в ходе к-рой были подвергнуты критике объективистские ошибки, имевшиеся в этой книге. В процессе дискуссии наметилась тенденция недооценки преемственности в развитии филос. мысли, особенно роли диалектики Гегеля в становлении философии марксизма (см. стенографич. отчет в журн. "ВФ", 1947, No 1). В 50–60-е гг. недооценка роли классич. нем. философии была преодолена; в коллективном труде "История философии", в работах К. Бакрадзе, М. Овсянникова, В. Шинкарука и др. раскрываются марксистско-ленинские принципы отношения к нем. классич. философии, дана науч. оценка философии Гегеля.Большое значение для Ф. н. в СССР имела поставленная Лениным задача изучения и продолжения материалистич. традиции в России. Разработка сов. учеными рус. материалистич. наследия вскрыла несостоятельность версии, господствовавшей в дореволюц. России (распространявшейся до последнего времени за рубежом Лосским, Зеньковским и др.), о преобладании в рус. философии мистицизма, религ. созерцательности и т.д. В 20-е гг. начинается, а с 30-х гг. развертывается систематич. исследование истории материалистич. философии в России. В эти годы, несмотря на отд. недостатки – нек-рый схематизм и элементы модернизации, слабость анализа идеалистич. философии в России и связей рус. филос. учений с философией Запада и т.д., история рус. философии утверждается в качестве полноправной самостоят. области марксистских филос. исследований. В "Истории философии" (т. 1–6, М., 1957–65), "Очерках по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР" (т. 1–2, М., 1955–56), "Истории философии в СССР" (т. 1–3, М., 1968) и др., в работах Г. Васецкого, А. Галактионова и П. Никандрова, М. Григорьяна, В. Евграфова, М. Иовчука, В. Кружкова, Л. А. Когана, А. Маслина, Ю. Мелентьева, М. Новикова, З. Смирновой, B. Степанова, Д. Чеснокова, И. Щипанова, М. Яковлева и др. раскрыта прогрессивная роль крупнейших рус. материалистов 18–19 вв. В коллективных трудах, а также в работах С. Вавилова, Б. Кедрова, В. Каганова, Б. Кузнецова, И. Кузнецова, А. Максимова, C. Микулинского, Д. Острянина, Г. Платонова и др. раскрывается связь передовой филос. мысли в России с развитием естествознания, показывается роль рус. естествоиспытателей в защите и обосновании материализма. Развернулись исследования истории филос. мысли в союзных республиках (см. соответствующие статьи о развитии философии в союзных республиках).Ряд исследований сов. ученых (Г. Александров, В. Волгин, А. Деборин, Б. Поршнев, Ю. Францев и др.) посвящен истории социальных учений.В послеоктябрьский период выделилась в качестве важнейшей сферы науч. исследований история марксистской философии. Заслугой сов. ученых является исследование и науч. издание соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, соч. В. И. Ленина и ряда видных марксистов. Историю марксистской философии обогатили исследования формирования марксизма (М. Серебряков, Т. Ойзерман, М. Розенталь, Н. Лапин, З. Оруджев и др.), позволившие глубже оценить существо филос. переворота, совершенного Марксом и Энгельсом, связь марксизма с его теоретич. источниками, с развитием естествознания, с опытом бурж. революций, деятельностью 1-го Интернационала, Парижской Коммуны и др. революц. событиями.Сов. философами (А. Гагариным, П. Дауге, X. Момджяном, Б. Чагиным и др.) проанализирована филос.-теоретич. деятельность выдающихся зарубежных пропагандистов и теоретиков марксизма (И. Дицген, П. Лафарг, Ф. Меринг и др. левые социал-демократы).Сов. философы осуществляют указание Ленина о необходимости изучения и пропаганды марксистского филос. наследия Плеханова; с этой целью изданы его "Избр. филос. произведения", подготовлено к изданию "Лит. наследие" Плеханова, создан ряд работ о нем (М. Иовчук, М. Митин, В. Фомина, Б. Чагин и др.).К числу важнейших направлений Ф. н. в СССР относится разработка ленинского филос. наследия. В 20–30-е гг. была проведена большая работа по популяризации ленинского этапа марксистской философии, утвердилась трактовка ленинизма как нового этапа в развитии марксизма и его философии. В послевоенный период, особенно в 60-е гг., выходит обширная литература, специально посвященная ленинским трудам, раскрывается роль ленинских принципов и идей в развитии диалектич. и историч. материализма, разработке филос. проблем естествознания, этики, эстетики, атеизма и др. отраслей филос. науки. Наряду с коллективными трудами по истории ленинского этапа марксистской философии созданы монографии Г. Васецкого, М. Иовчука, С. Калтахчяна, Б. Кедрова, П. Копнина, А. Косичева, А. Окулова, М. Розенталя, Л. Скворцова, Л. Суворова, Б. Чагина, А. Щеглова и др. авторов, ряд коллективных работ.Сов. учеными проделана большая работа по созданию обобщающих трудов по и с т о р и и всемирной философи и. Первым таким трудом была незавершенная "История философии" (т. 1–3, М., 1940–43). Итоги многолетней исследоват. работы сов. и зарубежных историков философии подведены в "Истории философии" (т. 1–6, М., 1957–65), в к-рой дана цельная картина развития филос. мысли как на Западе, так и на Востоке, освещена недостаточно исследованная в прошлом филос. мысль мн. народов Вост. и Сев. Европы, Азии, Африки, Лат. Америки и др. Впервые в систематич. виде дано изложение истории марксистской философии и ее ленинского этапа. Развитию марксистской философии в СССР и др. социалистич. странах посвящена книга сов. и зарубежных философов "Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах" (М., 1965). Систематич. освещение в "Истории философии" и др. коллективных трудах ("Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки", М., 1964; "Совр. объективный идеализм", М., 1963; "Совр. экзистенциализм", М., 1966; "Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах", М., 1962, и др.) получила история бурж. философии 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв.; в этих и др. работах 60-х гг. дана дифференцированная и аргументированная критика совр. бурж. философии и социологии. В монографиях сов. философов (К. Бакрадзе, А. Богомолова, А. Бегиашвили, Г. Брутяна, З. Какабадзе, И. Кона, Г. Курсанова, Ю. Мельвиля, Н. Мотрошиловой, А. Мысливченко, И. Нарского, С. Одуева, Т. Ойзермана, С. Попова., Э. Соловьева, С. Эфирова и др.) дан критич. анализ совр. бурж. философии: неокантианства, прагматизма, ницшеанства, экзистенциализма, неопозитивизма, религиозно-филос. учений, бурж. концепций философии истории и др. Сов. философы ведут активную борьбу с антикоммунистич. идеологией; ее критике посвящен ряд кн.: "Новейшие приемы защиты старого мира" (М., 1962); "Марксистская и бурж. социология сегодня" (М., 1964); "Против совр. бурж. фальсификаторов марксистско-ленинской философии" (1964), работы П. Федосеева, Ю. Францева, Э. Баграмова, Д. Ермоленко, Ю. Замошкина, Л. Митрохина, Е. Модржинской, В. Мшвениерадзе, Л. Скворцова, В. Семенова, Ю. Н. Семенова, Б. Шаба да и др.В связи с созданием обобщающих трудов по истории философии и критикой бурж. филос. концепций сов. философы разрабатывают методологич. проблемы истории философии ["Краткий очерк истории философии" (М., 1960, 2 изд., М., 1967), "История философии", т. 6, кн. А. Макарова, А. Новикова, Т. Ойзермана, Л.Скворцова, М. Яковлева и др.].Проблемы истории и теории атеизма разрабатываются на основе программы, данной Лениным в его ст. "О значении воинствующего материализма". Уже в 20–30-е гг. сов. ученые (Е. Ярославский, В. Бонч-Бруевич, П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, С. Семковский, А. Лукачевский, Ф. Путинцев, П. Федосеев, Г. Францов и др.) разрабатывали теорию науч. атеизма, исследовали происхождение религии, ее социальную сущность и пути преодоления религ. пережитков. В работах С. Анисимова, Л. Великовича, И. Крывелева, Ю. Левады, М. Мчедлова, С. Никишева, А. Окулова, И. Панцхавы, А. Сухова, В. Танчера, Д. Угриновича, М. Шахновича, М. Шейнмана и др. показана роль марксистско-ленинского наследия в развитии науч. атеизма, подвергнуты критике концепции и деятельность совр. религ. орг-ций, дано систематич. изложение истории атеизма. Проблемам истории религии и атеизма посвящены труд Ю. П. Францева "У истоков религии и свободомыслия" (М., 1959); "История и теория атеизма" (М., 1962) и др.Научно-исследовательскую работу по теории и истории атеизма развертывают созданный в 1964 Ин-т науч. атеизма при АОН (выпускающий периодич. сб. "Вопросы истории религии и атеизма"); кафедры атеизма в Московском, Ленинградском, Киевском и др. ун-тах.Ф. н. в СССР активно борется за победу науч. коммунистич. мировоззрения над бурж. идеологией и против отступлений от ленинизма в междунар. рабочем движении, творчески развивает марксистско-ленинскую филос. теорию, опровергая т.о. домыслы противников ленинизма о "кризисе", "застое", "окостенении" марксистской филос. мысли. Вместе с тем в деятельности нек-рой части сов. философов в прошлом существовали и еще не до конца преодолены серьезные недостатки: отставание от жизни и практики коммунистич. строительства и междунар. коммунистич. движения и порой книжно-начетнич. подход к их запросам; недостаточно глубокое, а порой и поверхностное, не свободное от конъюнктурщины освещение явлений современности; не всегда квалифицированный и умелый подход к филос. оценке достижений естествознания и обществ. наук; в нек-рых случаях упрощенческий подход к концепциям бурж. философии и социологии. Эти недостатки и ошибки, допущенные нек-рыми сов. философами в прошлом, преодолеваются в 50–60-е гг.Перед Ф. н. в СССР и всей марксистско-ленинской филос. мыслью стоит ряд не решенных еще проблем: всестороннее филос. осмысление процессов совр. эпохи и закономерностей ее развития, проблем перехода от капитализма к социализму и коммунизму, раскрытие закономерностей и особенностей мирового рабочего, нац.-освободит. и всего революц. движения нашего времени, совр. научно-технич. революции и ее социальных последствий, разработка проблем человека при социализме, его свободы и всестороннего развития, исследование актуальных вопросов духовной жизни общества, этики, эстетики, атеизма и т.д.Гл. задачами Ф. н. в СССР являются: дальнейшая разработка марксистско-ленинского филос. наследства в тесной связи с теоретич. и политич. борьбой КПСС и междунар. коммунистич. движения; диалектич. обработка и осмысление истории человеч. мышления, науки и техники; исследование теории и истории материалистич. диалектики, логики науч. мышления, филос. проблем совр. естествознания, математики и обществ. наук; исследование всего филос. наследия и мирового историко-филос. процесса; глубокая и научно-аргументированная критика совр. течений бурж. философии и социологии, реформизма и догматизма.Творч. развитие Ф. н. в СССР и повышение ее престижа неотделимы от дальнейшей разработки сов. философами вместе с философами-марксистами др. стран актуальных проблем строительства коммунизма, мирового революц. движения, развития науки и научно-технич. революции, от успеха идейно-теоретич. борьбы против антикоммунизма, бурж. фальсификаций, ревизионистских и догматич. извращений марксистско-ленинской философии.Лит.: История философии, т. 6, кн. I, M., 1965; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; Ашуров Г., Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане, "ВФ", 1967, No 5; Джумагазин Т. Д., Югай Г. Α., Философская наука в Сов. Казахстане, там же, No 6; Валескалн П. И., Развитие марксистско-ленинской философии в Латвии, там же, No 7; Xайруллаев М. М., Развитие филос. науки в Узбекской ССР, там же, No 8; Буачидзе Т. Α., Джиоев О. И., Филос. мысль в Грузии за годы Сов. власти, там же, No 9; Εвдокименко В. Е., Развитие философии на Украине в годы Сов. власти, там же, No 10; Константинов Ф. В., Οкт. социалистич. революция и марксистско-ленинская философия, там же; Асланян Г. Г. [и др.], Развитие филос. мысли в Сов. Армении, там же, No 12; Васецкий Г. С., Кузьмин Л. Ф., Нек-рые характерные черты марксистской философии в СССР и закономерности ее развития, "ФН", 1967, No 5; Иовчук М. Т., Ленинизм и филос. традиции в послеокт. эпоху, там же; Панцхава И. Д., Развитие филос. мысли в Грузии после Великого Октября, там же; Штейнберг В. Α., Подъем филос. жизни Латвии в годы Сов. власти, там же; Буслов К. П., Mанеев А. К., Развитие филос. мысли в Белоруссии за годы Сов. власти, "ВФ", 1968, No 1; Митин М. Б., Нек-рые проблемы развития диалектич. материализма в послеокт. эпоху, там же; Хыдыров Т., Акмурадов К., Развитие философии в Туркменистане аа годы Сов. власти, там же, No 2; Блюм Р. Н. [и др.], Развитие филос. мысли в Эстонии за годы Сов. власти, там же, No 3; Сов. филос. наука. Нек-рые итоги развития и совр. проблемы, "Коммунист", 1967, No 13; Ленинизм и совр. проблемы историко-филос. науки, М., 1970.Б. Богданов, М. Иовчук, В. Наганов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.