- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
- ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ ЛО́ГИКА
-
термин, введенный Кантом; обозначает логику, к-рая, в отличие от обычной, формальной логики, исследует в логич. формах и функциях то, что обосновывает в них возможность синтетич. суждений a priori. В указанном здесь значении Т. л. Канта совпадает с его теорией познания. Идеи Т. л. Кант изложил в одноименном разделе "Критики чистого разума" (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 154–592; ср. т. 2, М., 1964, с. 381–425). В то время как трансцендентальная эстетика исследует априорные формы чувственности – пространство и время, обусловливающие, по Канту, возможность априорных всеобщих и необходимых истин в математике, – Т. л. исследует априорные формы рассудка – формы понятия или категории, формы суждения, формы синтеза, или связи чувственности с рассудком, лежащие в основе истин естествознания, а также трансцендентальные идеи разума, направляющие знание в философии к усмотрению безусловного единства всего обусловленного. Кант разделял Т. л. на трансцендентальные аналитику и диалектику. Первая есть логика истины и выясняет, на каких априорных формах покоится возможность априорных синтетич. суждений в науке. Вторая – логика иллюзии; она показывает, в какие противоречия необходимо вступает разум, как только он пытается перешагнуть границу, отделяющую область явлений – согласно Канту единственно доступную познанию, от области "вещей в себе". Значение Т. л. Канта велико: исследуя сравнит. ценность и обоснованность суждений математики, естествознания и философии, он пришел к выводу, что формальная логика, достаточная всюду, где вопрос о предметном содержании знания не имеет значения, должна быть дополнена др. логикой, рассматривающей формы знания в зависимости также и от его предмета и источника.Разработка Т. л. – параллельно и в известном смысле в противовес формальной – стала одним из условий развития послекантовской диалектики начиная с Фихте. Но и чуждые диалектике идеалисты 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв. – марбургская школа, Риккерт и его последователи, Гуссерль – пытались развивать идею и замысел Т. л.Лит.: Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930, с. 77–105; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961, с. 73–77; Черкесов В. И., Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962, с. 138–48; Fichte J. G., Über das Verhältnis der Logik zur Philosophie oder transzendentale Logik, Lpz., 1912, S. 119–416; Husserl E., Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929, S. 1–298; Кrings H., Transzendentale Logik, Münch., 1964.В. Асмус. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.