- МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
- МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
-
(лат. modernus — современный) — направление в теологии, настаивающее на необходимости своевременного обновления вероисповедания, культовой практики и организации церкви в соответствии с изменениями социально-политического и культурного контекста. Противоположное течение — фундаментализм. Причины появления и историко-культурный смысл М.р. обусловлены простым фактом: религия in vivo — как органический компонент развивающегося общества — претерпевает постоянные изменения во всех своих элементах (см. ЕРЕСИ ), (см. СЕКТАНТСТВО ). У отдельных политических кругов эти изменения вызывают различную реакцию: положительную у социально-радикальных, отрицательную — у консервативных (в т.ч. и представителей официальной церкви), озабоченных сохранением уже достигнутой власти. В периоды обострения эти противоречия получают выражение в сфере богословской мысли, примером чему и служит конфронтация фундаментализма и М.р. Наиболее масштабным проявлением последнего стала деятельность великих реформаторов 16 в. (М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина и др.), радикально пересмотревших традиционную догматику Ватикана и основавших новую разновидность христианства — протестантизм. С той поры протестантизм проявляет себя как наиболее динамичная, не скованная единой авторитарной властью религия. Так, можно указать на влиятельную нем. школу библейской критики и либерального богословия кон. 18 — нач. 19 в. (Ф. Шлейермахер, Ритчль, А. Гарнак и др.), оказавшую сильное влияние на облик современного М.р. Что же касается последнего, то он дебютировал в движении за обновление ортодоксального католицизма, активизировавшемся в нач. 20 в. Католические модернисты стремились освободиться из-под власти архаической схоластики и догматизма, привести вероучение в соответствие с данными современной науки и общественно-политическими реалиями. Ватикан резко враждебно встретил это начинание: в энциклике папы Пия X «Об учениях модернистов» (1907) оно было официально осуждено как «синтез всех ересей». Обвинению подверглись прежде всего попытки поставить под сомнение абсолютный авторитет божественного откровения, сведение веры к имманентному внутреннему опыту, использование научных достижений и модных филос. направлений для объяснения возникновения и эволюции церковного вероучения, в частности, принципиального различения «Христа веры и Христа истории», что, в свою очередь, подрывало представление о решающей роли церкви в акте спасения, узаконивало плюрализм теологических школ и аллегорическое истолкование церковных таинств и чудес.
Этот конфликт был исторически неизбежным, поскольку все яснее выявлялась невозможность совместить средневековые религиозные представления о мире и человеке с теми, которые неумолимо утверждались в Новое время. Не случайно эта конфронтация оказалась в центре христианской мысли 20 в., когда термин «М.р.» приобретает более широкое значение; он демонстрирует стремление различных христианских церквей сочетать веру с образцами нерелигиозного сознания, определить филос. и богословские основания для принятия методологии и данных гуманитарной науки, позволяющие отстоять религиозную специфику веры. Рим все более склонялся к такой установке, что отчетливо проявилось на II Ватиканском соборе (1962—1965) с его пафосом т.н. аджорнаменто («осовременивания»), примером чего может служить решение о возможности проводить богослужение не только на латыни, но и на национальных языках. Т.о., спустя полвека Ватикан принял и одобрил ряд нововведений М.р., осужденных им полвека назад.
М.р. — неотъемлемая черта становления любой религии, однако наиболее радикальные формы он приобрел в протестантизме. Особую остроту полемика между религиозными фундаменталистами и модернистами в США развернулась после появления в печати 12 обличительных выпусков «The Fundamentals. A Testimony to the Truth» (1910—1912). Они были направлены против доминировавшего в амер. протестантизме движения «социального евангелизма» У. Раушенбуша, широко использовавшего достижения естественных и общественных наук для уточнения устаревших религиозных представлений. Наивно полагать, будто они стремились дискредитировать христианство. Напротив, представители М.р. проявляли интеллектуальную честность и критичность в объяснении сути религии; они были воодушевлены идеей «перенести небесную гармонию» на землю, построив на ней «царство Божье», избавленное от социального зла. По-своему это была защита (апологетика) христианской веры, но очищенной от фанатизма и политического своекорыстия. Точно суть герменевтической установки «социального евангелизма» выразил Ш. Мэтьюс — один из его ведущих авторитетов. Модернист, как и фундаменталист, подчеркивает он, убежден в Божественном вдохновении Писания, «но вдохновении людей, а не слов». «Не наша религия возникла из Библии, а Библия возникла из нашей религии». Религиозный опыт людей библейского времени, продолжает он, — совокупность специфических верований, установок, упований, легенд — был зафиксирован в различных текстах, наиболее ценные из которых в результате строгого отбора были включены в состав Писания. А поэтому, опираясь на достижения современной исторической науки, мы должны критически различать «слова Библии и подлинную суть ее учения».
Реализация этой установки непосредственно зависела от социально-политических и культурных потрясений, которыми столь богат 20 в. Отсюда причудливые метаморфозы протестантского М.р. Это и резкая критика «социального евангелизма» представителями диалектической теологии, или неоортодоксии (прежде всего Р. Нибуром), и обостряющиеся размежевания и трения внутри последней, и возникновение новых весьма радикальных концепций (напр., «безрелигиозного христианства» Д. Бонхёффера) и теологических школ (теологии процесса, экзистенциальной теологии, теологии «родительного падежа», «смерти Бога», «надежды», «революции», «теологии черных» и даже «смерти теологии»). В наименьшей мере модернистские тенденции проявляются в православии, особенно на российской почве.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
-
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — направление в католическом богословии нач. 20 в., характеризующееся попыткой освободить христианскую веру из-под власти схоластики и догматизма и согласовать ее с данными современной науки и новыми общественно-политическими реалиями. Не будучи организованным движением, религиозный модернизм нашел выражение в работах французских, английских, итальянских и немецких католических авторов. В энциклике папы Пия Χ “Об учениях модернистов” (“Pascendi Dominici gregis”, 8 сентября 1907) их идеи были квалифицированы как “синтез всех ересей”. Суть обвинений сводилась к следующему: модернизм отвергает абсолютный авторитет божественного Откровения, сводя веру к имманентному внутреннему опыту; он признает принципиальное разделение сферы науки и сферы религии и использует современную научную методологию для объяснения возникновения и эволюции христианства и церковного вероучения, в частности, вводя различение Христа истории и Христа веры; такая позиция приводит к отказу от признания учительной роли церкви и соответственно к религиозному индивидуализму; в изучении Священного Писания модернисты используют историко-критический метод, отвергают чудеса, а церковные таинства понимают как внешние символические действия. Религиозный модернизм был осужден также за допущение плюрализма богословских мнений и согласие с принципом отделения церкви от государства.Модернистские тенденции в католическом богословии нач. 20 в. возникли под влиянием протестантской библейской критики, либеральной теологии и таких мыслителей, как Ф. Шяейермахер, А. Бергсон, А. Ричль, А. Гарнак и др. Папская энциклика указывает на агностицизм и имманентизм как на философские основания религиозного модернизма. Вместе с тем большинство католических модернистов не отказались от веры и не выступали против церковной институции; напротив, они старались вывести религию из-под удара атеистической науки, отдав должное очевидным результатам последней. В споре церковной власти с модернистами проявился конфликт между традиционным христианством и современностью, вызванный невозможностью совместить средневековое религиозное мировоззрение с тем представлением о мире и человеке, которое утвердилось в Новое время. Споры о религиозном модернизме развернулись и в протестантском мире после выступления американских евангелистов-консерваторов (серия публикаций под названием “The Fundamentals”, 1910—1912; см. фундаментализм), которым ответили англиканские либералы, стремившиеся выразить суть “христианской веры в терминах современной мысли” (“Foundations”, 1912). Протестантский модернизм связан также с провозглашением “социального евангелия” (Social Gospel) и проектом “демифмогизацчи”, с которым выступил Р. Булыпман. Его альтернативой является протестантская неоортодоксия. В русском православии 20 в. своеобразным проявлением религиозного модернизма можно считать движение “обновленцев” в 1920-х гг., стремившихся примирить Евангелие с коммунистической идеологией, а классическим религиозным модернистом — М. Тареева.Конфликт между традиционным христианским вероучением и современной культурой стал центральным для христианской мысли 20 в. В этом контексте термин “религиозный модернизм” приобрел более широкое значение. Он обозначает стремление представителей разных христианских конфессий снять напряжение между верой и знанием, наукой и богословием, религиозной и секулярной практикой, адаптировав веру к парадигмам современного безрелигиозного сознания и при этом сохранив ее религиозную специфику Ортодоксальные церковные круги выступают против модернизма, обращая внимание на то, что он создает опасность размывания христианской истины и полной утраты веры. Умеренные сторонники религиозного модернизма, учитывая опыт некоторых католических модернистов-радикалов, порвавших с религией или вставших на позиции “безрелигиозного христианства”, стремятся найти философские и богословские основания для того, чтобы сохранить и утвердить возможность религиозной веры при условии принятия методологии и результатов современной гуманитарной науки. Католическая церковь в целом разделяет такую установку после II Ватиканского собора (1962—65), центральной идеей которого стало т. н. аджорнаменто, т. е. “осовременивание” церкви. Т. о., спустя полвека Ватикан принял и одобрил ряд позиций, характерных для религиозного модернизма, которые в свое время он официально осудил. Религиозный модернизм как феномен характерен не только для современного христианства, термин этот часто употребляют для обозначения сходных тенденций в других религиях.А. И. Кырлежев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.