- СУБИРИ
- СУБИРИ
-
(Zubiri), Ксавьер (р. 1898) – исп. теолог и философ, представитель христ. экзистенциализма. Учился у Хайдеггера и Ортега-и-Гасета; испытал влияние Гуссерля. В наст. время – проф. Мадридского ун-та. Осн. соч. С. "Природа, история, бог" ("Naturaleza, historia, dios", Md, 1944). Одна из гл. проблем философии С. – духовный кризис современности; его причина, по С., – развитие наук, к-рые заняли неподобающее им место, и люди ждут от них решения онтологич. проблем. Неизбежное следствие отсюда – разочарование личности в рационализме и дезориентированность ее в совр. мире. Антропологич. взгляды, близкие Хайдеггеру и Ортега-и-Гасету, сочетаются у С. с антропологией схоластов. Выход из кризиса личности С. видит в устремленности к богу, в реализации личности как божеств. замысла. Связь человека с богом С. обозначает понятием "religación".Соч.: Ensayo de una teoria fenomenológica del Juicio, Md, 1923; Estudios filosóficos, v. 1 – Sobre la esencia, Md, 1962; Cinco lecciones de filosofía, Md, 1963.Лит.: Marías J., La filosofía española actual, 2 ed., В. Aires–Méx., 1948; Marías J., La escuela de Madrid, B. Aires, 1959; Alonso-Fueyo S., Filosofía y narcisismo. En torno a los pensadores de la España actual, Valencia, 1953.H. Трауберг. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СУБИРИ
-
СУБИРИ (Хавиер) (1898-1983) - испанский религиозный философ, соединявший проблематику неотомизма с идеями экзистенциально-феноменологической философии 20 в. Испытал влияние испанского философа X. Сарагуэты, 1}ксерля, Хайдеггера и Ортеги-и-Гяссета. Основные работы: “Природа, история, Бог” (Natuialeza, historia, Dios, 1944), “О сущности” (Sobre la esencia, 1962), “Пять лекций по философии” (Cinco lecciones de filosofia, 1963), “Чувственное понимание” (Inteligencia sentierite, 1980), “Понимание и логос” (Inteligencia е Logos, 1982), “Понимание и разум” (Inteligencia y Razon, 1983).Субири выступил с критикой позитивистского типа знания, в первую очередь утверждения о равнозначности всех видов знания как опирающихся на совокупность “позитивных фактов”: с утратой иерархии знания наука превращается в обширную энциклопедию знаний и одновременно в технику создания истин, которые “перестают быть путями к Истине” (Naturaleza, historia, Dios. Madrid, 1944, p. 10). Высоко оценивая науку, сравнивая ее с тремя величайшими созданиями человеческого духа — греческой метафизикой, римским правом и христианской религией, Субири, однако, считал, что ориентация философии на идеалы научного познания приводит к потере ее специфики, и прежде всего понимания природы реальности. Возрождение подлинной философии Субири связывал с возвращением к идеям Аристотеля, его “первой философии”, представившей мир в его единстве, целостности и упорядоченности. Позитивную свободу человека Субири усматривал в связи его с Богом, которая раскрывается во введенном Субири понятии “религаци” (исп. religacion — связь).В посмертно опубликованной трилогии — “Чувственное понимание”, “Понимание и логос”, “Понимание и разум” — Субири разрабатывал теорию понимания в критическом размежевании с теорией познания Канта. На чувственное понимание, исходящее из первоначального восприятия реальности, опираются затем как логос, двигающийся от одной реальной вещи к другой и постигающий реальность как объект, так и разум, двигающийся от реальной вещи “к чистой и простой реальности”, к основанию и источнику понимания: разум — это “мыслительная актуальность реального” (Inteligencia y Razon. Madrid, 1983, р. 76), это “изначальное понимание реального в его глубинах” (ibid., p. 55). Лит.: Dialogo filosofico, 1993, N l.А. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.