- МНОГОЗНАЧНОСТЬ
- МНОГОЗНАЧНОСТЬ
-
— характеристика выражения, имеющего в разных контекстах разное значение. Напр., слово «закон» может означать как регулярность, имеющую место в природе или обществе, так и утверждение о такой регулярности, сформулированное в языке науки. С М. связана одна из основных трудностей понимания говорящими друг друга. Подавляющее большинство слов обычного языка многозначно. Так, словарь современного рус. литературного языка указывает семнадцать разных значений глагола «стоять»; слово «жизнь» имеет более тридцати значений и т.д. Между одними значениями трудно найти ч.-л. общее, между другими трудно провести различие.
М. как естественная и неотъемлемая черта обычного языка, в принципе, не является недостатком. Но она таит в себе потенциальную возможность логической ошибки. В процессе общения всегда предполагается, что в конкретном рассуждении смысл входящих в него слов не меняется. Если речь идет, допустим, о новом как незнакомом, пока не будет оставлена данная тема, слово «новый» должно обозначать «незнакомый», а не «следующий» или «современный». Логическая ошибка, связанная с подменой значения слова, называется эквивокацией. Допускается она, напр., в рассуждении: «В грамматике достаточно знать только имена существительные, т.к. «глагол», «наречие», «прилагательное» и т.д. — все это существительные».
Многозначными могут быть не только отдельные слова, но и части фраз, и целые фразы. Напр., высказывание «Часть программы полностью не была выполнена» может означать, что эта часть оказалась полностью невыполненной, но может означать, что она была выполнена не полностью.
М. — одна из характерных черт языка философии, в частности философии науки. В социальной философии К. Маркса многозначны такие ключевые ее понятия, как «труд», «отчуждение», «диктатура пролетариата», «общественно-экономическая формация», «коммунизм» и др.; в философии М. Хайдеггера многозначны понятия «бытие», «время», «здесь-бытие» как нерасчлененная целостность субъективного и объективного и др.; в концепции развития науки Т. Куна центральное понятие «парадигма» употребляется, как показали его критики, более чем в десяти разных значениях. М. филос. понятий, сопряженная со всегда присущими им неясностью и неточностью, во многом объясняет, почему оригинальной филос. теории непременно сопутствуют, подобно художественному произведению, многообразные и нередко конфликтующие друг с другом истолкования.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.