- СПЕРАНСКИЙ
- СПЕРА́НСКИЙ
-
Михаил Михайлович [1 янв. 1772 (по нек-рым источникам 1771) – 11 февр. 1839] – рус. мыслитель, теоретик законодательства и гос. деятель. Получил образование в Петерб. духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. На формирование филос. взглядов С. оказало влияние близкое знакомство с нем. мистикой и патристикой. Мысль о ложности церк. христианства, к-рому С. противопоставляет "внутреннее", истинное христианство (см. ст. "Антихрист", в сб.: "В память гр. М. М. Сперанского. 1772–1872", СПБ, 1872), сочеталась у него с идеей "надцерковной христианизации" обществ. жизни, с утопией "священного царства" ("Москвы – третьего Рима") и справедливого "кесаря". В противоположность Карамзину, полемизи- ровавшему со С. с позиций квиетизма, С. искал пути к преобразованию гос-ва. Предложенный им план реформ предусматривал сохранение в измененном виде сословного строя, прикрепление помещичьих крестьян к земле, законодат. регулирование крест. повинностей как мероприятие, подготавливавшее постеп. отмену крепостного права. Проект С. вызвал резкую оппозицию крепостнич. дворянства; в 1812 он был уволен с поста гос. секретаря и выслан в Нижний Новгород, затем – в Пермь. После возвращения из ссылки (1821) С. сблизился с Аракчеевым, приняв участие в судебной расправе над декабристами и выступив с апологией абсолютизма.Соч.: О силе, основе и естестве, "Москвитянин", 1842, No 1; Досуги. Сент. 1795 (опубл. в ст.: К. Массальский, Воспоминания о графе С., "Сын отечества", 1844, No 1–2); Правила высшего красноречия, СПБ, 1844; Философия, в сб.: В память гр. М. М. Сперанского. 1772–1872, СПБ, 1872; Мудрость, там же; Проекты и записки, М.–Л., 1961.Лит.: Корф Μ., Жизнь гр. С., т. 1–2, СПБ, 1861; Погодин М., Сперанский, "Рус. архив", 1871, с. 1097–1252; Чистович И. Α.. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия, СПБ, 1894; Чернышевский Н. Г., Рус. реформатор [рец. на кн. М. Корфа], Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; История политич. учений, M., 1960, с. 454–64; История политич. учений, М., 1965, с. 331–34.В. Зверев. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СПЕРАНСКИЙ
-
СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович [1(12) января 1772, с. Черкутино Владимир, губ. — 11(23) февраля 1839, Петербург] — государственный деятель, политический мыслитель. Из духовного сословия. Закончил Петербургскую духовную семинарию, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В 1797 — титулярный советник в канцелярии генерального прокурора. В силу выдающихся способностей быстро продвигался по службе, в 1803 — директор департамента (экспедиция госуд. благоустройства) министерства внутренних дел, привлечен к работе над проектами реформ “Негласного комитета” при Александре I. В 1808 — товарищ министра юстиции, а с 1810 — государственный секретарь. В эти годы пользовался особым доверием Александра I, возглавлял работу над конституционными проектами, что вызвало негативную реакцию консервативно настроенного дворянства (главным его оппонентом был Η. Μ. Карамзин). В 1812 уволен и выслан сначала в Нижний Новгород, а затем — в Пензу. С 1816 — губернатор Пензы, с 1819 — генерал-губернатор Сибири. В 1821 возвращен в Петербург, возглавил работу по составлению “Полного собрания законов Российской империи” в 45 т. (1832). Член Верховного суда над декабристами. В 1835—37 читал курс юридических наук наследнику вел. кн. Александру (будущему Александру II). С 1838 — председатель департамента законов Гос. совета, До ссылки Сперанский — убежденный конституционалист. В готовившихся по указу Александра I проектах преобразований проводил идеи подчинения самодержавной власти закону, разделения властей, выдвигал предложения по реформе госуд. аппарата. Верховная вдасть должна быть ограничена представительной Гос. думой. “План государственного преобразования” (1809) — самый последовательный реформаторский документ, выражавший предлиберальные тенденции русского политического сознания. Проекты преобразований Сперанский выстраивал в рамках раннебуржуазных теорий, оперируя понятиями “естественное право” и “общественный договор”, где четко про слеживается его деистическая позиция. В то же время признавал общественный договор недостаточным гарантом соблюдения прав и обосновывал необходимость введения конституции. Понимал, что в перспективе необходимо будет решать проблему гражданских прав. Сторонник частной собственности. Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-хгг. увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Ежедневно, по его признанию, вместо утренней молитвы, переводил мистическое сочинение, приписываемое Фоме Кемпийскому “О подражании Христу”. В Пензенской ссылке углубленно изучал мистическое Богословие. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании “Священного Союза” Александр I.Соч.: В память графа М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872; План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). М., 1905; Проекты и записки. М.—Л., 1961. Лит.: КорфМ. Жизнь гр. Сперанского. СПб., 1861, т. 1—2; ЧиСтович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой пол. текущего столетия. СПб., 1894; Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905; Завитневич В. 3. Сперанский и Карамзин как представители двух политич. течений в царствование имп. Александра I. Киев, 1907; Катетов И. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889; Предтеченский А. В. Очерки общественно-полит, истории России в первой четверти XIX в. М.,1957. Архивы: РГИА, ф. 1251, PO PH Б, φ. 731.И. Ф. Худушина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.