СЕPHO-СОЛОВЬЁВИЧ

СЕPHO-СОЛОВЬЁВИЧ
СЕ́PHO-СОЛОВЬЁВИЧ
Николай Александрович [13 дек. 1834 – 9 февр. 1866] – рус. революционер, демократ, публицист и философ. Род. в Петербурге в семье чиновника. Окончил Александровский лицей (1853). В 1853–59 – на гос. службе. К концу 50-х гг. складываются антикрепостнич. воззрения С.-С., но он еще верит в возможность коренного преобразования России путем реформ ("Записка об отмене крепостного права и откупов", 1858, не опубл.). С конца 1859 в идейном развитии С.-С., тесно сблизившегося с Чернышевским, происходит перелом. Он склоняется к признанию революц. средств борьбы, действия масс "с н и з у, насильственно", если будет продолжаться "противодействие" ликвидации "старого порядка" (см. Публицистика. Письма, 1963, с. 7). Уйдя в отставку, С.-С. уезжает за границу, где знакомится с Герценом и Огаревым. Здесь происходит дальнейшее углубление революционного характера воззрений С.-С. В "Проекте действит. освобождения крестьян" (1860) он резко критикует правительств. проект крест. реформы, защищает демократич. программу решения агр. вопроса в России. Возвратившись на родину, С.-С. развертывает большую обществ.-просветит. деятельность; в это время окончательно завершается становление его революц.-демократич. убеждений. Он отвергает реформу как один из предполагаемых и даже предпочтит. путей обществ. пребразований в России. Ликвидация царизма даст "...простор великому мирскому началу развиваться во всех своих проявлениях" ("Мысли вслух", там же, с. 168). При активном участии С.-С. в 1861–62 в Петербурге возникает тайное революц. об-во "Земля и воля", важнейшую задачу к-рого С.-С. видел в слиянии революц. интеллигенции с народом. 7 июля 1862 С.-С. (одновременно с Чернышевским) был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В июне 1865 отправлен в сибирскую ссылку. Умер в Иркутске.
С.-С. был одним из представителей атеистич. традиции в России. Видя гл. задачу науки в удовлетворении потребностей обществ. жизни, С.-С. в написанной в тюрьме статье "Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки" (опубл. в "Рус. слове", 1865, No 1) призывал к созданию новой науки – социологии. "Если до сих пор не создалась общественная наука, то это только доказывает, что люди предшествовавших поколений не вполне сознавали солидарность, связывающую все человечество, не вполне понимали, что его существование управляется известными законами" (там же, с. 199). Полагая, что "мысль о правильности исторического развития" высказал Бокль, С.-С. считал необходимым "продолжать и дополнять" его "бессмертный труд" (см. тамже, с. 228).
Лит.: Герцен А. И., Иркутск и Петербург, Собр. соч., т. 19, М., 1960; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", СПБ, 1908; Романенко В. И., Мировоззрение Н. А. С.-С., [М.], 1954; Богатов В. В., Социологич. взгляды Н. С.-С., М., 1961; Володарский И. Б., Н. А. С.-С., в кн.: Серно-Соловьевич Η. Α., Публицистика. Письма, М., 1963; Коган Л. Α., Филос. драматургия Н. А. С.-С., "ВФ", 1959, No 10; его же, Атеистич. взгляды Н. А. С.-С., в кн.: Вопр. истории религии и атеизма, сб. 12, М., 1964; Виленская Э., Революц. подполье в России (60-е годы XIX в.), М., 1965.
А. Володин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»