- САНЧEC
- СА́НЧEC
-
(Sanches, Sánchez), Франсиско (25 июля 1551 – 1632) – испано-португальский философ и врач, знании медицины (1573). С 1602 и до конца жизни был гл. врачом госпиталя и проф. философии и медицины Тулузского ун-та. Автор ряда медицинских трудов ("Opera medica", Tolosae, 1636) и комментариев к соч. Аристотеля (в кн.: Tractatus philosophici, Roterodami, 1649).С. считают обычно сторонником скептицизма, однако правомерность этого весьма условна. В "Трактате о весьма благородной и первой всеобщей науке, заключающейся в том, что ничто не познаваемо" ("Tractatus de multum nobili..., Lugduni, 1581, первый исп. пер. опубл. под названием "Qve nada se sabe", Md., 1924), С. утверждал, что истинная наука основана не на вере, а на опыте и заключается в абсолютном, совершенном познании вещей с помощью разума. Однако человек создать такую науку не в состоянии в силу ограниченности познания. Последняя, по С., обусловлена рядом причин. Во-первых, всякое познание основано на ощущениях, вне к-рых все смутно и неопределенно; по мере отдаления от источника ощущений наши знания лишаются ясности и точности. Во-вторых, наше познание ограничено количественно (предметы слишком мелкие или слишком крупные ускользают от органов чувств) и качественно (в силу изменчивости и др. свойств предметов и явлений). В-третьих, человек знает только то, что сделал сам и что осознал во всех связях, однако человечеством пока сделано очень мало. Вместе с тем, С. не был сторонником агностицизма. В противовес ср.-век. схоластич. философии, С. отстаивал необходимость создания новой науки и новых методов исследования природы, основанных на наблюдении и эксперименте, что сближает его с Ф. Бэконом и др. передовыми мыслителями 17 в. и позволяет считать его предшественником Декарта. С. не отрицал возможности проникновения человеч. разума в наиболее трудные для исследования области объективного мира. Он, в частности, полагал, что после того, как будет всесторонне исследован макромир, может быть начато познание микромира. С. считал, что опыт, строгая проверка результатов всякого науч. исследования и критич. оценка достигнутого предшественниками способствуют постоянному углублению познания, хотя и не могут привести к абсолютному познанию, доступному только богу.Соч.: Opera philosophica, Coimbra, 1955.Лит.: Александров Г., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2; Gerkrath L., F. Sanchez. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Bewegungen im Anfange der neueren Zeit, W., 1860; Сazас H. P., Lieu d'origine et les dates de naissance et de mort du philosophe F. Sanchez, [s. l.], 1903; Giarratano C., Il pensiero di F. Sanchez, Napoli, 1903; Senchet E., Essai sur la méthode de F. Sanchez, P., 1904; Iriarte-Aguirre-Zabal J., Kartesischer oder Sanchezischer Zweifel?, Bonn, 1935; Brite R. О Português F. Sanchez, Lisboa, 1940; Tavares S., F. Sanchez e о problema de sue naturalidade, "Rev. portuguesa de Filosofia", Braga, 1945; Moreira de Sa Α., Sánchez em Motpellier e Toulouse, "Rumo", 1946, nov.; его же, F. Sanchez filósofo e matemátice, v. 1–2, Lisboa, 1947; Calmette J. Études médiévales, Toulouse, 1946, p. 95–123; Mоraes E. de, F. Sanchez na renescença portuguêsa, [Rio de Janeiro, 1953].В. Афанасьев. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.