САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
САЛТЫКО́В-ЩЕДРИН
(псевд. – Η. Щ е д р и н), Михаил Евграфович [15(27) янв. 1826 – 28 апр. (10 мая) 1889] – рус. писатель-сатирик, революц. демократ. Род. в с. Спас-Угол Калязинского у. Тверской губ. в помещичьей семье. Учился в Моск. дворянском ин-те (1836–38), затем в Царскосельском лицее (1838–44). Определяющую роль в идейном развитии молодого С.-Щ. сыграли статьи Белинского. В 1844–48 С.-Щ. служил в Петербурге в канцелярии Воен. мин-ва. В 1845–47 посещал "пятницы" Петрашевского, в 1847 сблизился с кружком В. Майкова и В. А. Милютина и познакомился с утопич. социализмом Сен-Симона, Фурье и др. Повести "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848), вскрывавшие острые социальные противоречия России, повлекли за собой арест С.-Щ. (апр. 1848) и ссылку его в Вятку. "Губернские очерки" (1856) знаменовали начало деятельности С.-Щ. как сатирика. Попытки С.-Щ. защищать нар. интересы на адм. постах (в 1858–61 он был вице-губернатором сначала в Рязани, затем в Твери) не имели успеха. В 1862 С.-Щ. оставляет службу, работает в редакции "Современника". В 1864 возвращается на гос. службу (в мин-во финансов). В 1866 уходит в отставку, вступает в редакцию "Отечественных записок", где (с 1878 до закрытия журнала в 1884) был ответств. редактором.
Идейно-творч. развитие С.-Щ. было противоречивым. Уже в 40-х гг. С.-Щ. был противником существующего строя, демократом, сторонником социализма. Но его демократизм не был свободен от реформистских иллюзий. Предпочитая легальные формы борьбы, С.-Щ. выступал за консолидацию людей "различных оттенков партии прогресса". К концу 60-х гг. он ставит в центр своей деятельности борьбу за пробуждение революц. сознания масс и передовой интеллигенции. Преследуя эту цель, сатира С.-Щ. обнажала "хищничество" как подоплеку действий крепостников-помещиков и нарождавшейся буржуазии. Ленин отмечал, что С.-Щ. "...беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой "применительно к подлости"" (Соч., т. 18, с. 287). С.-Щ. также "классически высмеял" бурж. Францию 70-х гг. как "...республику без республиканцев" (см. тамже, т. 11, с. 384). Однако С.-Щ. не понял сущности рабочего движения и значения Парижской Коммуны 1871.
Ленин относил С.-Щ. к "...писателям "старой" народнической демократии" (там же, т. 35, с. 32). Солидаризируясь с народниками 70-х гг. в демократич. критике самодержавия, пережитков крепостничества, бурж. либерализма, в ряде вопросов С.-Щ. расходился с народничеством: считал, что Россия вступила на путь капитализма, не верил в общину как "оплот" некапиталистич. пути развития страны.
В центре теоретич. устремлений С.-Щ. была борьба за "сознат. отношение" к природе и обществ. жизни, под к-рым С.-Щ. понимал признание естеств. законов в природе и обществе, стремление познать эти законы и использовать их в интересах человека (см. Полн. собр. соч., т. 8, 1937, с. 146). Защита свободного от религ. опеки науч. исследования ярко выразилась в ст. "Уличная философия" (1869), в к-рой С.-Щ. выступил против осуждения материалистич. идей "молодого поколения". Идеалистич. взгляду на человека С.-Щ. противопоставлял "антропологический принцип" (см. тамже, с. 143). С.-Щ. отвергал агностицизм, считая его одной из форм подчинения человека "таинств. силам", и отстаивал возможность познания мира, подчеркивая неисчерпаемость природы как объекта познания.
Закономерность изменения политич. и обществ. форм С.-Щ. трактовал идеалистически, считая "внутренним содержанием", определяющим то или иное устройство общества и смену его форм, "открытия и изобретения человеческого ума". С этим убеждением связаны взгляды С.-Щ. на обществ. идеал. Будучи сторонником социализма, С.-Щ. считал возможным представить идеальный обществ. строй лишь самым общим образом как строй, отвечающий потребностям "человеческой природы", обеспечивающий всеобщее материальное довольство, гармонич. сочетание личных и обществ. интересов, разумное направление человеч. страстей, делающих труд "привлекательным". Путь человечества к достижению истины, обществ. идеала, по С.-Щ., сложен и противоречив: представления, составляющие "временную истину", "идеал минуты", абсолютизируются, превращаются в "призраки", препятствующие свободному развитию человеч. сознания ("Совр. призраки", 1864). Хотя такой взгляд страдал просветит. преувеличением роли сознания в истории, он служил С.-Щ. основанием для решит. борьбы против "совр. призраков" – религ.-идеалистич. мировоззрения, права и морали эксплуататорских классов ("Благонамеренные речи", "Круглый год", "Господа Головлевы").
Демократич. вера в массы, убеждение в том, что нар. жизнь "заключает в себе единственный базис, помимо которого никакая человеческая деятельность немыслима" (там же, т. 5, 1937, с. 323), сочетались у С.-Щ. с трезвым пониманием слабости совр. нар. движения, с борьбой против идей славянофильства (см. Славянофилы) и почвенничества, возвеличивавших нар. "терпение" и "смирение". Проводя различие между народом как "воплотителем идеи демократизма" и "историческим народом", т.е. народом на данной стадии развития (см. тамже, т. 8, с. 449), С.-Щ. считал осн. слабостью совр. ему народа то, что он не только беден, но и "беден сознанием этой бедности" (см. тамже, т. 7, 1935, с. 255). Говоря о неразвитости обществ. самосознания народа ("История одного города"), стремясь к уничтожению его "бессознательности", С.-Щ. не разделял народнич. веры в крестьянство как носителя социалистич. идеалов. Не смог он связать достижение этих идеалов и с растущим рус. рабочим классом. Отсюда – ноты скептицизма и пессимизма.
В эстетике С.-Щ. защищал взгляд на иск-во как особую форму познания действительности, критиковал теорию "иск-ва для иск-ва", отстаивал обществ.-воспитат. назначение иск-ва, утверждал, что лит-ра должна быть "воспитательницею и руководительницею общества в его исканиях идеалов будущего" (там же, с. 457). "Подготовлению почвы будущего", считал С.-Щ., лит-ра может служить двояким образом: либо "провожая в царство теней все отживающее", либо "приветствуя новое". Продолжая борьбу своих революционно-демократич. предшественников за реализм, С.-Щ. обогатил ее критикой натурализма, получившего в 70–80-х гг. распространение в рус. и зарубежной лит-ре. Важнейшая задача реализма, по С.-Щ., – создание типов и разъяснение через них "положения", т.е. обществ. порядка, порождением к-рого являются данные типы; не отступать от принципа художеств. обобщения, раскрытия внутр. смысла фактов. С.-Щ. выдвинул глубокое и оригинальное понимание предмета сатирич. обличения – "порока" и "порочных" явлений жизни: "порок" не есть нечто раз навсегда определенное; поэтому сатира призвана разгадать порок, разъяснить его; она имеет право на преувеличение; истинная сатира предполагает наличие у автора ясного положит. идеала, отвечающего интересам народа. Сатира самого С.-Щ. характеризуется многообразием художеств. приемов, использованием публицистич. элементов, фантастики, переосмыслением лит. типов.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–20, М.–Л., 1933–41; Собр. соч. в 20 тт., т. 1–3, М.–Л., 1965; О лит-ре и иск-ве, М., 1953; Неизд. и несобр. письма С.-Щ., в кн.: Лит. наследство, т. 67, М., 1959.
Лит.: Маркс К., Замечания и пометки на книге М. Е. С.-Щ. "Убежище Монрепо", "Дружба народов", 1958, No 5; Энгельс Ф., [Письмо] Η. Φ. Даниельсону от 19 февр. 1887, в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951, с. 130–31; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, 3, 5, 11, 12, 15, 17, 18, 20, 24, 33, 35 (см. имен. указат.); Луначарский А. В., Статьи о лит-ре, М., 1957, с. 259–67; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 700–704, т. 4, М., 1948, с. 263–302; Добролюбов Η. Α., Собр. соч. в 9 тт., т. 2, М.–Л., 1962, с. 119–46; Макашин С. Α., С.-Щ., Биография, т. 1, М., 1949; Эльсберг Я. Е., С.-Щ., Жизнь и творчество, М., 1953; Горячкина М., Лаврецкий Α., С.-Щ., в кн.: История рус. лит-ры, т. 9, ч. 1, М.–Л., 1956, с. 161–274; Борщевский С. С., Щедрин и Достоевский, М., 1956; Обществ.-политич. и филос. взгляды Н. А. Некрасова и M. E. С.-Щ., в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 334–52; Кирпотин В. Я., Филос. и эстетич. взгляды С.-Щ., М., 1957; М. Е. С.-Щ. в воспоминаниях современников, М., 1957; Горячкина М. С., С.-Щ. – критик, в кн.: История рус. критики, т. 2, М.–Л., 1958, с. 146–81; M. E. С.-Щ. в рус. критике, М., 1959; Бушмин А. С., Сатира С.-Щ., Л., 1959; Покусаев Е. И., Революц. сатира С.-Щ., М., 1963.
З. Смирнова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН" в других словарях:

  • Салтыков-Щедрин — Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин …   Википедия

  • Салтыков-Щедрин — Михаил Евграфович (1826 1889) великий руский сатирик. Р. в помещичьей семье. Навсегда запомнил, а в конце своей жизни с бесстрашной правдивостью воспроизвел обломовщину захолустной усадьбы с ее родовым паразитизмом и изощренное выжимание соков из …   Литературная энциклопедия

  • Салтыков-Щедрин М.Е — Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826 1889) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Салтыков Щедрин М.Е Биография. • Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. • Есть легионы… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Салтыков-Щедрин М. — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия

  • Салтыков-Щедрин М. Е. — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия

  • Салтыков-Щедрин М.Е Биография. — Салтыков Щедрин М.Е Биография. Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826 1889) Салтыков Щедрин М.Е Биография Русский писатель, публицист. Родился Салтыков Щедрин 27 января (по старому стилю 15 января)… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (настоящая фамилия Салтыков) (1826—1889), писатель. Учился в Царскосельском лицее (1838—44), по окончании которого служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40 х гг. сблизился с кружком М. В. Петрашевского… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович — САЛТЫКОВ ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15 (27) января 1826, с. Спас Угол, ныне Калязинский р н Тверской обл. 28 апреля (10 мая) 1889, Санкт Петербург], русский писатель сатирик, публицист. Был шестым …   Энциклопедический словарь

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович —       (настоящая фамилия Салтыков) (1826 1889), писатель. Учился в Царскосельском лицее (1838 44), по окончании которого служил в канцелярии Военного министерства (1844 48). В 40 х гг. сблизился с кружком М. В. Петрашевского (см. Петрашевцы). В… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — (1826≈1889), русский писатель; см. Салтыков М. Е …   Большая советская энциклопедия

  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»