- МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ
- МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ
-
(санскр. Mimamsasutrabhasya) — первый из сохранившихся полностью комментариев к «Миманса-сутре». Его автор, Шабарасвамин, опирался на целый ряд предшественников, среди которых он более всего обязан анонимному Вриттикаре («Создателю комментария»), и творил, вероятнее всего, в 5 в. Шабарасвамин разделил материал сутр на 890 «параграфов», в которых каждая проблема рассматривается классическим для инд. комментария способом: выдвижение тезиса, контраргументы действительного или виртуального оппонента и их опровержение. Именно в «М.» миманса (одна из ортодоксальных систем инд. философии) становится собственно филос. школой с эксплицированной эпистемологией (разрабатываемой в полемике с буддистами) и логически обоснованными позициями по мировоззренческим вопросам. Дхарма — то, что приносит человеку благо, или полезное, и автор «М.» пытается доказать, что даже некоторые «деструктивные» ведийские обряды этому не противоречат. Он отстаивает достоверность восприятия как средства познания внешних вещей, отвергая махаянскую идею иллюзорности объектов восприятия. Автор «М.» дает определение как основным источникам знания (восприятие, слово, умозаключение), так и другим, которые признаются мимансаками в качестве независимых (сравнение, допущение, невосприятие). Специальное внимание уделяется субъекту познания: отстаиваются его существование, «субстанциальность», множественность и активность. Безошибочность Вед — следствие их несозданности: если у них нет автора, то некому и ошибаться. Боги, коим адресованы ведийские гимны и обрядовые формулы, реально не существуют, но онтологической реальностью обладают их имена. Зато реально существует «плодоносность» обрядового действия, которая аккумулируется постепенно. Текст неоднократно комментировался Кумарила Бхаттой и Прабхака-рой (7 в.), истолкования которых положили начало двум конкурирующим школам мимансы.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.