- РОЛЕЙ ТЕОРИЯ
- РОЛЕ́Й ТЕО́РИЯ
-
концепция совр. социальной психологии. В Р. т. (ее основателем считают Дж. Мида) нашли отражение нек-рые прогрессивные для зап. психологии тенденции: неудовлетворенность индивидуалистич. концепциями личности и рассмотрение ее как социального продукта, поиски механизмов формирования личности во взаимодействии людей. Совр. Р. т. тесно связана с социологией (в частности, со школой Парсонса), семантикой, семиотикой, антропологией, этнографией и др. смежными науками, опирается на эмпирич. исследования. Вместе с тем Р. т., испытавшая влияние бурж. философии 19–20 вв., содержит ряд идеалистич. и метафизич. наслоений. Гл. ее пороком является непонимание сущности обществ. организма, недооценка влияния способа производства на структуру обществ. отношений и формирование личности.Р. т., иначе – символич. интеракционизм, исходит из того, что человек – единств. животное, к-рое создает символы и использует их для организации своего поведения. Социальное поведение человека в Р. т. описывается как процесс, ход к-рого определяют (на психологич. уровне) три осн. переменных: роль (единица культуры), позиция, или статус (единица общества) и Я (единица личности). В Р. т. культура определяется как система заученного поведения (и его продуктов), к-рое разделяется всеми членами общества и передается из поколения в поколение. В представлениях людей это поведение существует как система ролей – упорядоченных и согласующихся между собой действий, уместных в определ. социальных ситуациях. Последние структурализуются в позициях, статусах или офиц. должностях. Позиция – это совокупность прав и обязанностей, обозначенная одним словом, напр.: "председатель", "мать", "капитан". Исходя из того, что относительно прав и обязанностей между людьми существует согласие, Р. т. определяет позицию как систему экспектаций (ожиданий – требований), предъявляемых человеку, к-рому предписана определ. роль (напр., позиция врача). В случае, если человек не исполняет или плохо исполняет предъявляемые ему ролевые экспектаций, к нему применяются социальные санкции (насмешки, бойкот, угрозы, физич. воздействие). Так осуществляется социальный контроль. В социальном взаимодействии роли определены позициями, а не людьми, к-рые временно эти позиции занимают. Большинство ролей, однако, предписано не очень жестко и оставляет простор для индивидуальных вариаций. Ролевое поведение – это результат взаимодействия роли и Я. Подобно роли и позиции, Я – своего рода символ, содержание к-рого человек усваивает из общения с другими. "Я, как то, что может быть объектом для себя самого, является в сущности социальной структурой и возникает в процессе социального опыта" (Mead G., Mind, self and society, Chi., 1937, p. 140). Основатели ролевой теории считали, что Я – это "зеркало других": человек относится к себе как к объекту, значение к-рого определено соответствующими мнениями и поступками окружающих. Однако отношение окружающих к субъекту во многом определено его ролью. Поскольку весь жизненный опыт человека может быть представлен как последоват. ряд ролей, Я рассматривается как след многих ролей, с к-рыми человек себя идентифицировал, или, короче, Я – это сумма ролей. В совр. Р. т. представление о Я как о продукте мнений других сохранилось за ego, тогда как базисное Я трактуется как продукт досоциального опыта. Так, Сарбин считает, что Я интегрируется из ряда "эмпирических Я" – субструктур, складывающихся на различных стадиях развития человека (см. "A preface to a psychological analysis of the self", в журн.: "Psychol. Rev.", 1952, v. 59, No 1). Термин "личность" в совр. Р. т. употребляется в более широком, чем Я, смысле, для обозначения поведения, возникающего из взаимопроникновения Я и роли.В Р. т. анализируются конфликты между Я и несоответствующей ролью, а также конфликты между внутренне противоречивыми ролями.В сов. лит-ре методологич. предпосылки Р. т. были подвергнуты серьезной критике. Вместе с тем отмечалось, что в ней содержится ряд экспериментально установленных обобщений реальных процессов психологич. взаимодействия. Интерпретацию ролей и ролевого поведения содержат работы сов. психологов Л. С. Божович, Е. С. Малах, А. Л. Шнирмана и др.Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Психология, наука в СССР, т. 1–2, М., 1959–60; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов, М., 1962; Freud Α., Das Ich und die Abwehrmechanismen, W., 1936; Lecky P., Self-consistency. A theory of personality, Ν. Y., [1945]; Murphy G., Personality. A biosocial approach to origins and structure, N. Y., [1947]; Adоrne Th. W. [a. o.], The authoritarian personality, N. Y., [1950]; Cameron N. and Magaret Α., Behavior pathology, Boston – [a. o.] [1951]; Asсh S. E., Social psychology, N. Y., 1952; Young K., Personality and problems of adjustment, 2 ed., Ν. Υ., [1952]. См. также лит. при ст. Роль социальная.В. Ольшанский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.