РАТЦЕНХОФЕР

РАТЦЕНХОФЕР
РА́ТЦЕНХОФЕР
(Ratzenhofer), Густав (4 июля 1842 – 10 окт. 1904) – австр. бурж. социолог и философ, генерал. Филос. система Р. – "монистич. позитивизм", к-рую он противопоставлял как идеализму, так и материализму, – представляет собой эклектич. сочетание субъективного и объективного идеализма и близка к энергетизму Оствальда. Осн. ее понятия – "первичная сила" и "внутр. интерес". "Первичная сила", трансцендентная, непознаваемая, отождест-вляемая с идеей бога, является, по Р., основой всего сущего, в т.ч. жизни и сознания. "Внутр. интерес" Р. рассматривал как космич. силу, присущую всем явлениям природы и общества. Идею "внутр. интереса" Р. положил в основу своей социологии, задачу к-рой он видел прежде всего в изучении "взаимоотношений единиц сознания (я) " (см. "Die Kritik des Intellekts...", Lpz., 1902, S. 131). Явления сознания коренятся в биологич. процессах организма и определяются "внутр. интересом". "Все социальные формы – продукт внутреннего интереса, согласования интересов многих индивидов" (там же, S. 150). "Приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов" является, по Р., осн. социологич. законом (там же, S. 149). Будучи сторонником социального дарвинизма, Р. рассматривал все формы обществ. конфликтов как выражение борьбы за существование. Войну Р. объявлял "формой развития человеческого общества" (там же, S. 154), подчеркивал "социальную ценность" насилия, подчинения. Вслед за Гумпловичем, оказавшим на него большое влияние, Р. рассматривал историю общества как борьбу рас, с ее помощью он пытался объяснить и возникновение классов и гос-ва. Сторонник идеологии элиты, он заявлял, что "процветание народа" зависит от его способности "привести к руководству его нравственную и интеллектуальную аристократию".
"Соответствующее природным задаткам" разделение общества на отд. "слои" – "таково идеальное будущее социального порядка" ("Soziologie", Lpz., 1907, S. 181). Идеи P. оказали значит. влияние на амер. социологов Уорда и Смолла. Его учение – один из источников идеологии фашизма.
Соч.: Wesen und Zweck der Politik..., Bd 1–3, Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis, Lpz., 1898; Der positive Monismus und das einheitliche Prinzip aller Erscheinungen, Lpz., 1899; Positive Ethik, Lpz., 1901; Historische Kausalität und soziale Naturgesetze, "Archiv für Rechts- und Wirtschaftsphilosophie", 1910/11, Bd 4.
Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 556; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. указат.); Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, с. 46.
Я. Иориш. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

РАТЦЕНХОФЕР
    РАТЦЕНХОФЕР (Ratzenhofer) Густав (4 июля 1842, Вена 10 октября 1904, там же) — австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл “монистическим позитивизмом”. Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него — основной процесс в жизни общества.
    Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим процессам, утверждал биологическую природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое человеческое существо действует благодаря двум основным инстинктам — самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит “абсолютная враждебность”. Конфликт — нормальное отношение между первобытными ордами. Завоевание и последующая эксплуатация пленных составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над индивидами, а длительный процесс ограничения контроля приводит к созданию цивилизации. Однако все государственные институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к служению мирным целям. По Ратценхоферу, война прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную структуру
    Соч.: Vfcsen und Zweck der Politik, Bd 1—3. Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis. Positive Philosophie des sozialen Lebens. Lpz., 1898.
    E. B. Ocunoea

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "РАТЦЕНХОФЕР" в других словарях:

  • Ратценхофер — (нем. Ratzenhofer) немецкая фамилия. Известные носители: Ратценхофер, Герта (род. 1921) австрийская фигуристка. Ратценхофер, Эмиль (род. 1914) австрийский фигурист …   Википедия

  • Ратценхофер, Эмиль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ратценхофер. Эмиль Ратценхофер Персональные данные Представляет …   Википедия

  • Ратценхофер, Герта — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ратценхофер. Герта Ратценхофер Персональные данные Представляет …   Википедия

  • РАТЦЕНХОФЕР Густав — (1842 1904) австрийский военный теоретик, представитель социал дарвинизма в социологии. Р. автор книг Сущность и цель политики (1893), Социологическое познание (1898) и посмертно опубликованной работы Социология. Позитивное учение о человеческих… …   Социология: Энциклопедия

  • Чемпионат Австрии по фигурному катанию — (нем. Österreichische Staatsmeisterschaften) ежегодное соревнование по фигурному катанию среди австрийских фигуристов. Спортсмены соревнуются в мужском и женском одиночном катании, парном фигурном катании и в спортивных танцах на льду.… …   Википедия

  • Чемпионат Европы по фигурному катанию — Для получения текущей информации по этой теме, см. Чемпионат Европы по фигурному катанию 2013 …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — или социодарвинизм, идейное течение кон. 19 нач. 20 в., трактовавшее социальное развитие по аналогии с биологической эволюцией. В качестве основных факторов общественной жизни выдвигались принципы естественного отбора, борьбы за существование,… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • социальный дарвинизм — течение в обществоведении второй половины XIX  начала XX вв., которое рассматривает биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни [Г. Спенсер …   Энциклопедический словарь

  • Хюблер, Анна — Анна Хюблер Анна Хюблер и Генрих Бургер на Олимпиаде 1908 года Персональные данные …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»