ПСИХЕЯ

ПСИХЕЯ
ПСИХЕ́Я
(от греч. ψυχή – душа, жизнь) – в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апулея ("Золотой осел") тема любви П. и Эрота (Амура), широко использовалась в мировой лит-ре.
Корни мифов о П. уходят в глубокую древность. По первобытным представлениям, нек-рое лично-социальное начало (связанное с именем сосредоточение социальных и трудовых обязанностей) проходит цикл превращений: рождение – посвящение – смерть – рождение и т.д. Будучи важнейшим звеном цикла, рождение связывалось с участием женщины, которая возвращает лично-социальное начало из мира теней в мир живых (см., напр., Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, М., 1930, с. 204–44). Трактовка личного имени как комплекса социальных и трудовых обязанностей несла в зародыше представления о метемпсихозе (переселении душ), воспоминании (обряды посвящения) и др. идеи, использованные впоследствии философией. Появление мифа о П. следует, вероятно, отнести к периоду ослабления т.н. "партиципации", когда коллективные представления подкреплялись внешними аналогиями – мифами (см. тамже, с. 307 и след.).
Отталкиваясь от проблематики мифа и используя не только греч. мифологию, начинающая философия понимает под П. совокупность разнородных по происхождению представлений: стороны исходных противоположностей, особый тип причинных связей, управляющее личное начало и т.п. Вместе с тем исходная общность проблематики сохраняется весьма долго. В ранней философии П. – жизненное, а не познающее начало, она понимается в широком биологич. смысле. Эпихарм, напр., говорит: "курица не родит цыплят, а высиживает яйца, создавая этим способом психею" (Diog. L.III 16, Diels9).
Положение категории П. в конкретных системах во многом определялось переориентацией философии с проблем возникновения (милетская школа) на проблемы бытия (элейская школа, Гераклит). При этом диалектич. мотивы мифа (первичное единство – раздор – соединение разделенного с помощью Эрота в супружескую пару) были переработаны в более абстрактную схему: первичное единство – выделение противоположностей (сухое – влажное, теплое – холодное) – соединение противоположностей через влагу, метеорологич. явления (см. F. M. Cornford, Principium sapientiae, Camb., 1952, p. 189 и далее). Осмысляясь в пределах этой схемы, П. конкретизируется в понятие животворящего семени, а позднее в руководящее, регулирующее поведение человека начало. Условием существования (или происхождения) П. оказывается влага, туман, воздух в функции Эрота. Уже орфики рассматривали П. как нечто "вдуваемое ветрами" (Arist., De an. 410 b) во все сущее, в т.ч. и в ночь – начало всего (Aristoph. 693). Близкая картина обнаруживается в кн. Бытия в событиях первого дня творения (Gen. I–II, 3), когда Земля не имела формы и пустоты, тьма лежала над поверхностью бездны, и дух (ветер) носился над водами. Преобразуя космогонию с ее характерным, идущим от мифа пониманием времени "генеалогическим древом" (Гесиод, орфики, кн. Бытия), Гераклит вводил вместо генеалогич. древа цикл вечных превращений (рождений – смертей), в к-рый включена и П.: "смертью психей рождается вода, смертью воды рождается земля, от земли же вода рождается, и от воды – психея" (В 36, Diels9). П. у Гераклита приобретает ряд дополнит. качеств: ей присущ "возрастающий логос" (В 115), что сообщает П. необычайную "глубину": "Каким бы путем не идти, границ психеи не найдешь: так глубок ее логос" (В 45). В зависимости от понимания логоса П. получает различные значения – от "души", познающей мир по объективным законам, до начала, к-рое направляет поведение и деятельность живых существ (см., напр., В 117, – где действия пьяного объяснены так: "душа его влажна", т. е. душа перерождается в воду).
Начиная с Демокрита в проблематику П. вводятся структурно-генетич. элементы: П. у Демокрита состоит из атомов, у Платона – из трех видов вечных сущностей, у Аристотеля П. образует особый для растений, животных и человека тип причинных связей.
В религ.-мистич., этич. концепциях П. – "души" (у поздних орфиков, в пифагореизме, особенно у Платона) первобытный взгляд на П. – вечное лично-социальное начало – преобразуется в дуализм П. и тела. Этот дуализм уже в орфизме (Cratyl. 400 В–С) связывается с этико-нравств. нормами: Дике докладывает Зевсу о делах людей в целях поощрения или наказания их душ. Тем самым П. включалась в иерархию религ. представлений, становилась объектом дисциплинарной практики верховного божества. Сама эта практика понималась начиная с Ферекида (по др. свидетельствам, с раннего орфизма) как переселение душ в целях их поощрения или наказания; с др. стороны, у пифагорейцев, затем у Платона оживляется древнейший мотив, т.н. "воспоминание", на к-ром основаны в первобытных обществах акты посвящения. У Платона "воспоминание" положено в основу этики, эстетики и гносеологии. Обладая врожденными мерами истинного и прекрасного, П. использует внешний мир лишь как повод для воспоминания (Symp., Phaedr., Phaed., Tim., Theact., R. P., Menon). Наряду с П. – личным началом, Платон вводил универсальные начала: добрую и злую мировые души, к-рые математически упорядочивают (добрая) мир чувственных вещей и нарушают (злая) этот порядок; П. выступает как вечное семя жизни. Учение Платона о П. имеет параллели в более поздних филос. учениях и в христианстве.
Фрагменты: Маковельский Α., Досократики, ч. 1–3, Каз., 1914–19; его же, Софисты, вып. 1–2, Баку, 1940–41; Материалисты древней Греции, М., 1955.
Лит.: Τомсон Дж., Исследования по истории древне-греч. общества, т. 2 – Первые философы, М., 1959; Allan D. J., The philosophy of Aristotle, Oxf., 1952; Claghorn G., Aristotle's criticism of Plato's "Timaeus", Hague, 1954; Winspear A. D., The genesis of Plato's thought, N. Y., 1956.
M. Петров. Ростов н/Д.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПСИХЕЯ" в других словарях:

  • Психея — (Psyche, Ψυχή), т. е. “душа”. Девушка, любимая Эротом, изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой из трех дочерей… …   Энциклопедия мифологии

  • Психея — Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. Психея в… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Психея — Психея. Эрот и Психея. Римская мраморная копия с греческого оригинала 1 ой пол. 2 в до н.э. Капитолийские музеи. Рим. ПСИХЕЯ, в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой, летящей птицей или девушкой. После долгих… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХЕЯ — (греч., от psyche душа, дух). 1) мифологическая, красивая молодая девушка, на которой женился Амур и которая причисляется к богам; олицетворение человеческой души. 2) астероид, открытий 1852 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Психея — в мифах древних греков олицетворение души, дыхания. Психея представлялась в виде бабочки, летящей птицы или девушки. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота распространённый сюжет …   Исторический словарь

  • психея — и, ж. psyché f. < psyche душа. устар. Внутренний мир, дух, душа. БАС 1. Толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни. Белинский Соч. А. Пушкина. Подарили …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПСИХЕЯ — ПСИХЕЯ, в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой, летящей птицей или девушкой. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота распространенный сюжет в …   Современная энциклопедия

  • психея — душа Словарь русских синонимов. психея сущ., кол во синонимов: 5 • астероид (579) • бабочка …   Словарь синонимов

  • ПСИХЕЯ — в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве …   Большой Энциклопедический словарь

  • Психея — (миѳ.) красавица принцесса жена Амура, бога любви (собств. душа, духъ, чувственное желаніе). Ср. Душенька. Ср. Не Ахиллесовъ гнѣвъ и не осаду Трои, Гдѣ боги спорили и гдѣ дрались герои, Но Душеньку пою. Богдановичъ. Душенька. Ср. Psyché (фр.),… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Психея — (Yuch) в греческой мифологии олицетворение человеческойдуши, которую любит Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодойдевушки с крыльями бабочки; то ее преследовал Эрот, то она мстила ему запреследования, то между ними была нежнейшая любовь …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»