- ПРОДИК
- ПРО́ДИК
-
(Πρόδικος) К е о с с к и й (р. между 470 – 460 до н. э.) – др.-греч. философ-софист, ученик Протагора. П. считается автором неск. соч. ("О природе", "Похвала глупости", "Времена года"). В основе филос. взглядов П. лежат общие всем софистам идеи противопоставления природных и социальных законов, решающей роли воспитания в становлении этич. норм и судьбы человека, отрицания религии и признания богов творениями людей. В качестве отличительной черты П. древние отмечали исключительный интерес к языку, к номинативной функции слов (см. комедии Аристофана; Платон, Менон 75 Е; А. О. Маковельский, Софисты, Баку, 1941, с. 9).П. занимался проблемой синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, а также учил правильному употреблению слов (см. Платон, Кратил, 384 В; Протогор, 341 А). Для П. характерны также попытки усмотрения сходного смысла в родств. понятиях (полусинонимах). По-видимому, им составлялись даже этимологич. гроздья родственных по значению слов. П. делал попытки определять синонимы (и полусинонимы) в относительном смысле, т.е. как взаимозаменимые только в нек-рых контекстах. П. занимался также проблемой омонимии, т.е. различением смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов. Особое внимание П. уделял правилам спора, приближаясь к формулировке общего способа опровержения ложных условных предложений формы "если р, то q". Для этого следует подыскать хотя бы один такой случай, когда р является верным, a q (одновременно) неверным. В целом заслуга П. в истории логики состоит в осознании важности анализа языка для исследования логич. и филос. проблем.Атеизм П. подчеркивается всеми источниками. Возникновение культов обожествления П. связывал с конкретными особенностями производительного труда, с задачами удовлетворения духовных нужд человека: "... те предметы, которые питают (человека) и приносят (ему) пользу, раньше всего были признаны богами и сделаны священными, а после них были обожествлены и (люди), которые изобрели или (новые) виды пищи, или (новые способы) защиты, или прочие искусства, как например Деметра, Дионис и др." (Philodemus, De pretate, с. 9, 7, p. 75; рус. пер. Маковельский А. О., Софисты, 1941, с. 15).Воспитательно-филос. деятельность П. оказала влияние на др.-греч. лит-ру. Отд. стороны учения П. часто использовал (а иногда пародировал) Аристофан ("Птицы", "Облака"); у П. учился Еврипид (Gellius, XV, 20,4).Φрагм.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, Bd 2, 6 Aufl., В., 1952.Лит.: Радлов Э., Очерк истории греч. этики до Аристотеля, СПБ, 1908; Чернышев Б., Софисты, М., 1929; История философии, т.1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Wеlсker F. G., Prodikos der Vorgänger des Sokrates, в кн.: Kleine Schriften, Tl 2, Bonn, 1845, S. 393–527; Mayer H., Prodikos von Keos..., Paderborn, 1913; Lоenen D., Protagoras and the Greek community, Amst., 1940; Neslte W., Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1942; Jaeger W., Paideia, v. 1–2, В., 1944; Freeman К., The Pre-Socratic philosophers, Oxf., 1946; Kerferd G. В., The "Relativism" of Prodicus, "Bulletin of the J. Rylands Library", 1954, v. 37, No 1, Sept., p. 249–56; Ζeррi S., Un passo delle "Leggi" e la filosofia di Prodico, "Rivista critica di storia della filosofia", Roma–Mil., 1955, fasc. 3–4, p. 213–22; Kroner R., Speculation in pre-Christian philosophy, Phil., 1956.M. Петров. Ростов н/Д., H. Стяжкин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.