- ПРАТТ
- ПРАТТ
-
(Pratt), Джеймс Биссет (22 июня 1875 – 15 янв. 1944) – амер. философ, историк религии и педагог, один из основателей амер. критического реализма. П. подчеркивал опосредствованный характер познания, соотносящегося с "независимым и общим объектом, в который верят здравый смысл и вся реалистическая философия" ("Critical realism and the possibility of knowledge", см. "Essays in critical realism", L., 1920, p. 96). Этот независимый, т.е. физич. объект, согласно П., недоступен нашему познанию, к-рому непосредственно даны лишь "качественные группы" или "данные", понимаемые как сочетание чувственных качеств и "значимости", т.е. отнесенности к объекту. Отвергнув субъективизм прагматизма и псевдообъективизм неореализма, отождествляющих объект с содержанием сознания, П. переходит к умеренному агностицизму: не данные нам непосредственно, физич. объекты все же "существуют в одном с нами мире и постоянно на нас воздействуют и испытывают наше воздействие в реальных причинных связях" (там же, р. 110). В дальнейшем для объяснения своеобразия "данного" по сравнению с объектом П. ввел фактор деятельности "души", или "Я", как основы организации знания. В книге "Материя и дух" ("Matter and Spirit", N. Y., 1922) П. признает субстанциальность "души", орудием к-рой является тело. Это явилось шагом к религ. или персоналистич. "реализму", развитому П. в работе "Персоналистический реализм" ("Personal realism", Ν. Υ., 1937). Будучи сплавом элементов критич. реализма, персонализма и теории эмерджентной эволюции, персоналистич. реализм П. трактует мир как совокупность "личностей" разного уровня развития, сливающихся в "космическом Я" или "мировой душе". Вселенная, согласно П., органична, целесообразна и проникнута творч. потенциями.П. занимался историей, психологией и социологией религии, оказав большое влияние на разработку этих дисциплин в США. Он рассматривал религ. верования как историч. образования, однако считал, что религия, как неустранимое стремление человека постичь "высшую реальность" и выразить свою эмоц. оценку ее, вечна.Соч.: The psychology of religious belief, Ν. Υ., 1907; India and its faiths, Boston, 1915; Democracy and peace, Boston, 1916; The religions consciousness, N. Y., 1920; The pilgrimage of Buddhisam and Buddhist pilgrimage, N. Y., 1928; Adventures in philosophy and religion, N. Y., 1931, Naturalism, New Haven, 1939; Why religions die, "University of California publications in philosophy", 1940, v. 16, No 5; Can we keep the faith?, New Haven, 1941.Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.–Л., 1963, гл. 4; Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки, М., 1964, с. 329–32, 338; Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964.А. Богомолов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.