ПОСЛАНИЯ ПАВЛА

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА
ПОСЛА́НИЯ ПА́ВЛА
апостола – 14 входящих в Новый завет эпистолярно оформленных религ.-философских сочинений. П. П. формально адресованы христ. общинам различных городов и стран или отд. лицам и приписываются церк. традицией легендарному религ. деятелю 1 в. н.э., с именем к-рого связывается эмансипация христианства от иудаизма. Как установлено библейской критикой, цикл П. П. объединяет тексты различных эпох. Наибольшее историко-филос. значение имеют: "Послание к римлянам", "Послания к коринфянам" (I и II), "Послание к галатам" (по-видимому, самые ранние). Особняком стоит позднее "Послание к евреям", в к-ром используются методы мистико-аллегорич. толкования Библии в духе Филона. П. П. – памятник интенсивного усвоения христианством идей, представлений и образов из самых разнородных источников: из стоически окрашенной греч. популярной философии, из иудейской теологич. и моралистико-казуистич. учености (не случайно предание рисует автора П. П. высокоэрудированным выучеником фарисеев), языч. мистерий и вост. апокалиптики. Эти заимствования не приводят в П. П. к эклектич. расплывчатости и терпимости, но создают острое напряжение между различными мировоззренч. элементами: для П. П. характерно мышление парадоксами, антитезами, антиномиями. Мир П. П. динамичен, и это – алогическая, иррационалистич. динамика, "безумие божье".
В центре этики П. П. стоит антиномия "закона" и "свободы". "Закон" (т.е. иудаистская система морально-религ. запретов; как ее низший дублет рассматривается традиц. мораль языч. народов) исторически необходим и дан богом, но сам по себе может только порождать моральное зло, "умножать грех". Христианство эсхатологически осмысляется как выход из мира внешней принудительности "закона" в мир "свободы", характеризуемой след. комплексом понятий: "благодать" – воздействие бога на человеч. волю, выводящее ее из инерции зла, "духовность", мистич. "познание", "вера", "любовь". Все это ставит человека выше "закона": "совершенному нет закона". Именно в этом снятии "закона" – его оправдание: он был необходим как воспитатель человечества для "свободы". П. П. высоко ставят индивидуалистич. спекуляцию: "Дух все испытует, даже глубины божьи"; в то же время пессимистич. оценка человека и его разума и. подчеркивание алогич. сути христианства приводят к резким антиинтеллектуалистич. выпадам. "Свобода" П. П. – это не свобода воли (ее исключает концепция "благодати"); еще менее это социальное понятие: именно в П. П. демократические хилиастические чаяния раннего христианства окончательно переводятся в спиритуалистико-моралистич. план, а в отношении к гос-ву торжествуют охранительные тенденции: "всякая душа да повинуется властям предержащим".
П. П. положили начало христ. религ. философии и продолжали оказывать на нее огромное воздействие. Стиль психологич. самоуглубления П. П., характеризуемый пессимизмом, иррационализмом, катастрофич. пониманием внутр. динамики человеч. воли, создал в европ. идеализме традицию, идущую через Августина к Лютеру, Паскалю и Кьеркегору.
Лит.: Энгельс Ф., К истории первонач. христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 479–80; Глубоковский Н., Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу, т. 1–3, СПБ, 1906–12; Гарнак Α., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, под ред. И. М. Гревса, т. 6, СПБ, 1910; Жебелев С. Α., Апостол Павел и его послания, П., 1922; Виппер Р. Ю., Возникновение христ. лит-ры, М.–Л., 1946; Робертсон Α., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Ленцман Я. Α., Происхождение христианства, М., 1960; Вultmann R., Der Stil der paulinischen Predigt und die kynischstoische Diatribe, Gött., 1910; Schweitzer Α., Die Mystik des Apostels Paulus, Tübingen, 1930; Schneider K., Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd 1–2, Münch., 1954; Wikenhauser Α., Die Christusmystik des Apostel Paulus, 2 Aufl., Freib., 1956; Bultmann R., Theologie des Neuen Testaments, 4 Aufl., Tüb., 1961; Hegermann H., Die Vorstellung vom Schöpfungsmittler im Hellenistischen Judentum und Urchristentum, В., 1961; Larsson Ε., Christus als Vorbild. Eine Untersuchung zu den paulinischen Tauf und Eikontexten, Uppsala, 1962; Spiсq С., Les éléments hellénistiques dans saint Paul, в кн.: Da Tarso a Roma: conferenze in occasione del XIX Centenario della venuta di san Paolo a Roma, Mil., 1962, p. 37–60.
С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПОСЛАНИЯ ПАВЛА" в других словарях:

  • Послания Павла — События в жизни Павла в соответствии с «Деяниями апостолов» Ранняя жизнь Тарс Гамалиил Мученичество Стефана Обращение близ Дамаска Первое путешествие, с Варнавой Антиохия Селевкия Кипр Саламин Паф Пергия Антиохия Писидийская Икония Дервия Листра …   Википедия

  • Послания к Тимофею — Среди апостольских посланий в Новом Завете имеются два послания ап. Павла к Тимофею, которые, по всей вероятности, написаны после его первого заключение в Риме Первое из них было послано Тимофею в Ефес, некоторое время после отъезда апостола в… …   Словарь библейских имен

  • Послания к Тимофею — Послания к Тимофею. Первое и Второе П.кТ., а также Послание к Титу, называют пастырскими, поскольку все они адресованы сотрудникам Павла, к рым апостол доверил надзор за церквами, и все они содержат наставления для верующих, несущих пастырское… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Послания к фессалоникийцам — Послания к фессалоникийцам. Первое и Второе П.кФ. позволяют, как никакие другие послания, познакомиться с характером деят сти Павла. В них показана также молодая, полная жизни церковь, особенно близкая сердцу апостола. Здесь же Павел, в ответ на… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПОСЛАНИЯ ИЗ УЗ — ПОСЛАНИЯ св. ап.Павла, написанные им, когда он находился под стражей (Еф, Флп, Кол, Флм и 2 Тим). То, что АПОСТОЛ писал их из заключения, явствует из текста самих посланий. Достоверно известно, что ап.Павел был в узах в Кесарии и в Риме. Есть… …   Библиологический словарь

  • ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ — раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние ПОСЛАНИЯ (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие… …   Библиологический словарь

  • Послания Петра — Главная тема Первого и Второго П.П. надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, к рая есть у верующих и к рая основывается на факте их нового рождения, а во Втором …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Послания к коринфянам — I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1Кор 1:1; 2Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (18:1 17; 20:1 5), позволяют нам составить довольно… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Послания апостолов — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица …   Википедия

  • ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ — раздел новозав. *канона, включающий Иак, 1–2 ПЕТР, 1–3 Ин, Иуд и ПОСЛАНИЯ св. ап.Павла (см. ст. Павла св. ап. послания). К категории П.А. принадлежат и послания Иоанновы к семи малоазийским церквам (Откр 2–3). Кроме канонических существует и ряд… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»