ПОПОВСКИЙ

ПОПОВСКИЙ
ПОПО́ВСКИЙ
Николай Никитич (ок. 1730–60) – рус. философ-просветитель, проф. Моск. ун-та. Род. в Москве в семье священника. Учился (с 1748) в ун-те при АН в Петербурге. В 1755 назначен по представлению Ломоносова, любимым учеником к-рого П. был, проф. красноречия и философии Моск. ун-та. Автор ряда филос. стихотворений; переводил филос. произведения зап. мыслителей ("Мысли о воспитании" Локка под назв. "О воспитании детей", М., 1759, и "Опыт о человеке" Попа, М., 1802). Основатель одной из двух издававшихся в 18 в. в России газет "Московских ведомостей" (1756).
По филос. воззрениям – деист. Перед философией П. ставил задачу познать прежде всего законы природы, открыть возможности устроить счастье и благополучие людей. Он рассматривал философию как мать всех наук и художеств, как науку, к-рая "...рассуждает о всем, что ни есть в свете", пытаясь объяснить законы природы и предписать "...общие пути и средства всему человеческому благополучию..." (Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, 1952, с. 90). Первым в России он стал читать курс философии в Моск. ун-те на рус. яз. П. призывал рус. ученых стремиться прославить Россию развитием наук и иск-в. Он высказал ряд прогрессивных педагогич. мыслей (см. "Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества", опубл. в журн. "Живописец", 1772, лист 8; вошло в "Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в.", т. 1, М.–Л., 1952). Многие произведения П. до нас не дошли: перед смертью он сжег свои рукописи.
Лит.: Якушкин В. Е., Из первых лет жизни Моск. ун-та, М., [б. г.]; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История Московского университета, т. 1, М., 1955; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9; Московский университет и развитие филос. и общественно-политич. мысли в России, М., 1957.
Л. Светлов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ПОПОВСКИЙ
    ПОПОВСКИЙ Николай Никитич [ок. 1730, Москва— 13(24) февраля 1760, там же] — русский философ, профессор элоквенции (красноречия) Московского университета. Родился в семье священника, обучался в Славяно-греко-латинской академии и Петербургском академическом университете; ученик М. В. Ломоносова. В 1753 получил звание магистра, при назначении ректором университетской гимназии произнес на латинском языке речь “О содержании, важности и круге философии” с основным тезисом: “нет такой мысли, кою бы порусски изъяснить было бы невозможно”. Дидактическое сочинение “О пользе науки о воспитании во оных юношества” было посвящено гр. И. И. Шувалову Был широко известен как переводчик с древних и европейских языков: “Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам” (1753), “Мысли о воспитании” Дж. Локка (ч. 1—2,1759—60), “Опыт о человеке” А. Попа (1757).
    В своих лекциях и сочинениях Поповский подчеркивал всеобщий характер философии, т, к. от нее зависят все формы познания, она “мать всех наук и художеств”. Особенно был озабочен вычленением круга идей, составляющих предмет философии. Таковыми, по его мнению, были главные законы вселенной, в которых все “что.ни есть на земле и под землею” рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего природу и человека. Важной проблемой для Поповского была забота о русской философской терминологии. Считал, что если римляне заимствовали философскую терминологию у греков, то русские вполне могут делать заимствования у др. философски развитых народов.
    Соч.: Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским; К портрету М. В. Ломоносова.— В кн.: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. М., 1952; О пользе наук и о воспитании во оных юношества; О воспитании детей.— В кн.: Антология педагогической мысли в России 18 в. М., 1985; Русская философия 2-й пол. 18 в. Свердловск, 1990.
    Лит.: Шевырев С. П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета, ч. 2. М., 1855; Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии 18 в. М.,1986.
    А. И. Абрамов
    ΠΟΠΠΕΡ (Popper) Карл Раймунд (28 июля 1902, Вена17 сентября 1994, Лондон; похоронен в Вене) — философ и логик. Отец был профессором права, мать — музыкантом. В 1918 поступил в Венский университет, где изучал математику, физику, историю музыки, по окончании работал в школе. В 1928 получил диплом учителя математики и физики в гимназии. До 1937 работал в Вене, в 1937—1945 преподавал в Новой Зеландии, в 1945 получил британское подданство, с 1946 до ухода на пенсию в кон. 1960-х гг. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.
    Творческая деятельность Поппера продолжалась более 65 лет, но основные идеи своей философско-логической концепции он сформулировал в кон. 1920—1-й пол. 1930-х гг., когда он жил в Вене и поддерживал творческие контакты с некоторыми лидерами логического позитивизма (в частности, с Р. Карнапом). Основная область научных интересоэ Поппера, как и у неопозитивистов, — философия науки. Однако свою философскую концепцию — критический рационализм, теорию роста научного знания — он построил как антитезу эмпиризму неопозитивистов. В 1934 вышла в свет первая книга Поппера “Логика научного открытия” (Logik der Forschung). B этой работе содержались положения, которые членами Венского кружка были оценены как “путаница”. Однако на деле выводы Поппера шли вразрез с феноменалистическими, редукционистскими и конвенционалистскими установками логического эмпиризма. Зона расхождения содержалась в предложенной Поппером трактовке эмпирического критерия демаркации научно-теоретического знания и метафизики. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации Поппер выдвинул принцип фальсификации, или принципиальной опровержимости. В общей форме этот принцип означает следующее: к научным теориям относятся только такие, для которых можно определить их потенциальные фальсификаторы, т. е. противоречащие им положения, истинность которых может быть установлена посредством некоторых общепринятых процедур экспериментального порядка. При решении этой проблемы он отверг индукгивизм, отказался от узкого эмпиризма логических позитивистов и от поиска абсолюте достоверной основы знания. Согласно Попперу, эмпирические и теоретические уровни знания связаны между собой; любое научное знание носит предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего осуществляется рост научного знания.
    Поппер — один из создателей дедукгивно-номологической схемы объяснения (некоторое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и граничных условий). Опираясь на идеи логической семантики Тарского, он предложил способ 'определения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез). В гносеологии Поппер защищал “реализм”, или метафизическое предположение, согласно которому наше знание представляет собой знание о реальности, а не об идеях в сознании, об ощущениях или языке. Хотя сущность мира вряд ли может быть выражена при помощи универсальных законов науки, однако через гипотезы и опровержения наука движется к постижению все более глубоких структур реальности.
    В работах 1960—70-х гг. Поппер обратился к биолого-эволюциркистским и эмерджентистским аргументам для объясне
    ния знания, человеческой самости и космологической проблематики (Conjectures and Refutations. The Growth of Scientific Knowledge. L., 1969; The Seifand Its Brain. An Argument for Interactionism. B.—N. Y—L., 1977, совм. с J. С. Eccles; Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxf., 1979). Знание в субъективном и знание в объективном смысле уходит своими корнями в фундамент врожденного знания, формировавшегося в процессе эволюции, и каждая эмердженция (будь то организм или научная теория) появляется как “гипотеза”, жизненность которой зависит от способности адаптации к окружающей среде. Исходя из детерминизма, объяснить появление новизны невозможно. Поппер не отрицал существование системы инвариантных законов, но не считал ее достаточно полной, чтобы исключить появление новых законоподобных свойств.
    В работах 1970—80-х гг. Поппер обращается к проблеме сознания, которую он решает с позиции эмерджентизма, противопоставляя ее физикалистскому редукционизму. В решении проблемы духовного и телесного он защищает дуализм и интеракционизм (Knowledge and Body-Mind Problem. In Defence of Interaction. L.—N. Y, 1996). В его концепции “трех миров” утверждается существование физического и ментального миров, а также идеальных объектов (мира объективного знания). Генетически связанные между собой (физическое порождает ментальное, а последнее — идеальное), эти “миры” не редуцируемы друг к другу. Мир-3, или мир идеального, обладает автономностью и способностью к саморазвитию: теории, однажды созданные, порождают следствия, которые, их создатели не могли предвидеть.
    Вера Поппера в реальность сознания и свободы воли была важной идеологической составляющей созданной им метафизики “открытой Вселенной”; в свою очередь, эта метафизика служила теоретическим основанием идей “открытого общества” и “открытой философии”, которые он защищал на протяжении всего творческого пути. В 1990-е гг. Поппер обратил внимание на космологическое значение выдвинутой им еще в 50-е концепции предрасположенностей (Wоrid of Propensities. Bristol, 1990): предрасположенности — это “ненаблюдаемые диспозиционные свойства физического мира”, аналогичные ньютоновской силе притяжения или полям сил. Гипотеза предрасположенностей используется у позднего Поппера как для объяснения феномена самоактивного сознания, так и для подтверждения его индетерминизма: согласно ей, реальность представляет собой не каузальную машину, а процесс реализации “весомых диспозиций”. В отличие от прошлого, которое всегда фиксировано, “весомые диспозиции” находятся в состоянии предвосхищения будущего и в своем устремлении к нему влияют на настоящее.
    В социальной философии Поппер выступал с критикой историцизма, который, по его мнению, внутренне заражен профетизмом и утопизмом (The Poverty of Historisism. L., 1957; The Open Society and Its Enemies, v. 1—2. L., 1966). В связи с этим он резко выступил против социально-исторической концепции Маркса, хотя и признавал ее моральную и интеллектуальную привлекательность. Разработанная Поппером методология “пошаговой” социальной инженерии (в противовес социальному прожектерству) широко использовалась в теории и практике социал-реформистских организаций европейских стран во 2-й пол. 20 в.
    Идеи Поппера получили развитие в философских теориях И. Лакатоса, Дж. Уоткинса, У. Бартли, Дж. Агасси, Д. Миллера, а также в различных вариантах немецкого критического рационализма (X. Альберт, X. Шпиннер и др.). Их влиянием отмечены и те философские и историко-научные концепции, которые стремились опровергнуть фальсификационизм Поппера (напр., Т. Куна, П. Фейерабенда). Поппера нередко упрекают за внутреннюю противоречивость предложенного им формального критерия оценки правдоподобности научных теорий, находят изъяны в его антииндукгивизме и тезисе о невозможности индуктивной интерпретации исчисления вероятностей. Вместе с тем его имя остается в центре дискуссий по наиболее актуальным проблемам философии.
    Соч.: Unended Quest: An Intellectual Autobiography. L., 1976; Quantum Theory and the Schism in Physics. Totowa (N.J.), 1982; The Open Universe. Totowa (N.J.), 1982; Realism and the Aim of Science. L., 1983; Popper Selections, ed. by D. Miller. Princeton, 1985; Логика и рост научного знания. М., 1983 (библиография); Открытое общество и его враги, т. 1—2. M., 1992; Логика социальных наук.— “ВФ”, 1992, № 8; Нищега историзма. М., 1993.
    Лит.: Хабарова Т. М. Концепция К. Поппера как переломный пункт в развитии позитивизма.— В кн.: Современная идеалистическая гносеология. М., 1968; Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М., 1972; Серов Ю. Н. Концепция “предположительного” знания К. Поппера.— В кн.: Позитивизм и наука. М., 1975; “Критический рационализм”. Философия и политика. М., 1981; Грязное Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982; Садовский В. Н. О Карле Поппере и судьбе его учения в России.— “ВФ”, 1995, № 10; ЮлинаН. С. К. Поппер: мир предрасположенностей и активность самости.— “Философские исследования”, 1997, Νδ 4; На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; The Critical Approach to Science and Philosophy. N. Y, 1964; The Philosophy ofK. Popper, v. 1—2. La Salle, 1974; Ackermann R. J. The Philosophy of K. Popper. Amberst, 1976; In Pursuit of Truth: Essayes on the Philosophy of K. Popper on the Occasion of His 80th Birthdae. Atlantic Highlands (N.J.), 1982; WatkinsJ. Karl Raimund Popper, 1902—1994.— Proceedings of the British Academy, v. 94, p. 645—684; См. также лит. к ст. Критический рационализм. Философия науки, Постпозитчвизм.
    В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОПОВСКИЙ" в других словарях:

  • Поповский — Поповский  фамилия. Известные носители: Поповский, Владо (р.1955)  македонский политик, министр обороны. Поповский, Марк Александрович (1922 2004)  русский писатель, журналист, правозащитник. Поповский, Никола (р.1962) … …   Википедия

  • ПОПОВСКИЙ — ПОПОВСКИЙ, поповщина и пр. см. поп. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • поповский — иерейский Словарь русских синонимов. поповский прил., кол во синонимов: 3 • иерейский (3) • …   Словарь синонимов

  • ПОПОВСКИЙ — ПОПОВСКИЙ, поповская, поповское (разг.). прил. к поп; принадлежащий попу. ❖ Поповские карманы (разг. шутл.) очень глубокие карманы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • поповский — ПОП 1, а, м. (разг.). Православный священник. Каков п., таков и приход (посл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Поповский — ПОПИКОВ ПОПКОВ ПОПОВ ПОПОВСКИЙ ПОПОК ПОПЦОВ ПОПОВИЧ ПОПОВКИН ПОПЧЕНКОВ Далеко не все Поповы и Попковы потомки священников. Как личное имя, Поп (Попко) было весьма распространено среди мирских людей. Религиозные родители охотно нарекали своих… …   Русские фамилии

  • Поповский Николай Никитич — Поповский (Николай Никитич) профессор элоквенции и магистр философии (1730 1760), воспитанник духовной семинарии и академического университета, ученик М.В. Ломоносова , который высоко ценил его первые литературные опыты и рекомендовал его И.И.… …   Биографический словарь

  • Поповский сельский совет (Великописаревский район) — Поповский сельский совет укр. Попівська сільська рада Страна Украина Статус Сельский совет Входит в Великописаревский …   Википедия

  • Поповский сельский совет (Конотопский район) — Поповский сельский совет укр. Попівська сільська рада Страна Украина Статус Сельский совет Входит в Конотопский райо …   Википедия

  • Поповский Николай Никитич — [1726 или 1728 – 13 (24) II 1760]. Сын священника церкви Василия Блаженного в Москве. Учился в Славяно греко лат. академии. Был выбран В. К. Тредиаковским для обучения в Акад. ун те («москвитин, церковничий сын, а от роду ему двадцать два года»)… …   Словарь русского языка XVIII века


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»