ПЕТРАРКА

ПЕТРАРКА
ПЕТРА́РКА
(Petrarca), Франческо (1304–74) – итал. поэт и философ-моралист, родоначальник итал. и европ. гуманизма. В произведении "О моем собственном невежестве..." ("De sui ipsius et multorum aliorum ignorantia", 1367–68, опубл. 1492) и др. П. критиковал падуанскую школу аверроистов. Вместе с тем, вступая в противоречие с догмами христианско-католич. вероучения, согласно к-рым счастье человека возможно лишь в потустороннем мире, он отстаивал право человека на счастье в реальной, земной жизни. Глубокий интерес П. к изображению переживаний собств. "Я", к потребностям личности, отразившийся в его лирике, а также к антич. культуре, в том числе к антич. философии, к-рую он противопоставлял схоластике, послужил одним из исходных пунктов гуманистич. движения. Интересы П. к проблемам морали нашли отражение в соч. "О презрении к миру" ("De contemptu mundi", 1342, опубл. ок. 1472); "Об уединенной жизни" ("De vita solitaria", 1346–66, опубл. ок. 1472; нов. изд., Napoli, 1943); "О средствах против страданий и радостей" ("De remediis utriusque fortunae", 1358–66, опубл. 1471). Один из первых гуманистов, обратившихся к произведениям Цицерона и Сенеки, П. видел гл. цель своих размышлений в разработке "искусства жизни". Отвечая на вопрос, как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром, П. обнаружил духовный аристократизм, характерный и для мн. др. гуманистов Возрождения и отражавший возрастание бурж.-аристократич. индивидуализма. Эстетич., науч., моральное совершенствование личности, по убеждению П., возможно лишь в условиях обособления художника или философа от масс, противопоставления просвещенных деятелей литературы и философии "невежественной черни". В соч. "О республике..." ("De republica...", 1373, являющемся 1-м письмом из 14-й кн. его соч. "Epistole sineles", Bernae, 1602) П. сформулировал свой идеал гос-ва, основывающегося на высокой морали граждан. П. был горячим патриотом своей родины, ратовавшим за объединение Италии и восстановление ее могущества.
Соч.: Opera, Basileae, 1496; Basileae, 1554; Basileae, 1581; [Отрывки] "О презрении к миру" и "О средствах против всякой фортуны", в кн.: Хрестоматия по зарубежной лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, о. 10–15.
Лит.: Монье Ф., Опыт лит. истории Италии XV в. Кваттроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, [2 изд.], т. 2, СПБ, 1914; Саrlini A., Il pensiero filosofico religioso di F. Petrarca, Jesi, 1904; Νolhaс P. de, Pétrarque et l'humanisme, nouv. éd., t. 1–2, P., 1907; Biondolillo F., Per la religiosità di F. Petrarca, Roma, 1913; Τatham Εd. H. R., Francesco Petrarca, v. 1–2, L. – [a. о.], 1925–26; Razzoli Ε., Agostinismo e religiosità del Petrarca, Roma, 1937; Whitfield J. H., Petrarch and renascence, Ν. Υ., 1943; Ρiggioli F., Il pensiero religioso di F. Petrarca, Alba, 1952.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ПЕТРАРКА
    ПЕТРАРКА (Petrarca) Франческо (20 июля 1304, Ареццо — 19 июля 1374, Арква, возле Падди) — итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Как величайший поэт был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме по обычаю античной древности ( 1341 ), не приняв для этого ритуала приглашения Парижского университета — центра средневековой теологии и схоластики. Сын нотариуса, изучал право в Болонском университете; оставив юридический факультет, принял духовный сан, что не связало его с церковью, но позволило заняться свободным творчеством. Совсем молодым он приобрел славу лучшего лирического поэта своего времени, гл. о. благодаря блестящим сонетам, посвященным встреченной в церкви женщине — Лауре, платоническую любовь к которой он пронес через всю жизнь. Сонеты, канцоны, мадригалы, баллады, написанные на народном языке, составили его “Книгу песен” (Canzoniere, 1373). Петрарка демонстративно провозгласил себя “невеждой” в схоластике, отвергая, в частности в инвективе “О своем и чужом невежестве” (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1370), аристотелевско-аверроистские традиции средневековых университетов, всю систему средневековой философии. Вместе с тем Петрарка, исходя из гуманистической идеи — человек способен творить себя, облагораживать свою природу, — постоянно, всю жизнь занимался самообразованием и самовоспитанием, которые считал предпосылкой плодотворной деятельности для людей. Имел одну из богатейших библиотек, где были представлены древнеримские писатели, поэты, историки, философы, а также отцы Церкви, в первую очередь Августин. Стремился овладеть “новым знанием”, выстроить новую, гуманистическую культуру, основой которой должна была стать возрождаемая античность. Открытый традициям и обычаям разных народов и стран, Пет
    рарка много путешествовал, в т. ч. с дипломатическими миссиями, устанавливал личные контакты с учеными, обследовал монастырские библиотеки в поисках забытых рукописей античных авторов; нашел, в частности, неизвестные речи и письма Цицерона.
    Петрарка явил собою тип человека, вырывающегося из средневековых традиций. Создавая себя, совершенствуя свой внутренний мир, он особое значение придавал одиночеству, не тяготясь им, как Данте, но понимая, что оно дает возможность человеческому духу успокоиться на Боге, на самом себе, своих устремлениях (“Об уединенной жизни”, 1346). Противоречия внутреннего мира человеческой личности с ее страстями, творческим и нравственным поиском отразились в исповеди-диалоге “Моя тайна” (Secretum, 1343), где в споре между двумя персонами — Августином и Франциском — сталкиваются исторически различные трактовки человека. Самоанализ и самоописание себя как “нового человека”, писателя-гуманиста осуществлены Петраркой и в др. произведениях исповедального характера, прежде всего в письмах, которые собирались и неоднократно тщательно перерабатывались, — “О делах личных в 24 книгах” (Familiarium rerum libri XXIV, 1353—66), “Старческие письма” (Seniles, 1361—74).
    Среди произведений Петрарки нет текстов, посвященных непосредственно проблемам литературы и искусства, однако именно он в борьбе за классическую, укорененную в античности латынь против навязываемого “ученого” языка схоластов — средневековой латыни заложил основы филологии. Стремление разработать методы идентичного прочтения текстов древности, создание художественных произведений на классической латыни стали основанием нового гуманистического знания — “наук о человечности” (studia humanitatis). Классическая филология Петрарки, наполненная новыми гуманистическими идеями и общественно-политическим содержанием, предстает как философия гуманизма.
    Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал “великим и ученейшим”, но лишь мыслителем в ряду других греческих философов, человеком, а не орудием божественного откровения, поставил выше него Платона. Господство одного учения он заменил диалогом и сочетанием многих. Петрарка и его последователи — это новые представители философии, непрофессионалы, мыслящие вне схоластической традиции, вне кафедр и университетов и отвечающие духовным потребностям эпохи, которая нуждалась в обосновании, этических санкциях и новых идеалах. Главное в созданной ими гуманистической философии — “новый человек”, освободившийся от традиционной теологии, ставший в центр философских рассуждений.
    Соч.: Opиre... А сига di E. Bigi. Mil., 1966; в рус. пер.: Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989; Эстетические фрагменты. М., 1982; Африка. М., 1992.
    Лит.: Холодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974; Гарэн Э. Рождение гуманизма: от Франческо Петрарки до Колюччо Салюта™. Он же. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М., 1986; The Renaissance philosophy of Man, ed. by E. Cassirer a. o. Chi., 1954.
    Л. А. Микешина
    ΠEТРАШEВСКИЙ Михаил Васильевич (полн. фам. Буташевич-Петрашевский) [1(13) ноября 1821, Петербург— 7(19) декабря 1866, с. Бельское Енисейского округа] — русский публицист, философ. В 1840—41 учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1841 служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1845—49 руководил собраниями, на которых обсуждались общественные и философские проблемы; посетители этих собраний вошли в историю как петрашевцы. Петрашевский был автором статей и редактором “Карманного словаря иностранных слов”. В книге, призванной служить сугубо прикладным целям, ему удалось рассказать о многих положениях социализма и философского материализма. Вместе с др. участниками собраний в 1849 был арестован, приговорен к расстрелу, замененному на эшафоте бессрочной каторгой. В 1856 переведен на поселение. За политические протесты вновь арестовывался и ссылался во все более глухие места Сибири.
    Соч.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953; Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986. Лит.: Егоров Б. Ф. Петрашевцы. Л., 1988.
    А. Д. Сухов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕТРАРКА" в других словарях:

  • Петрарка — Франческо (Francesco Petrarca, 1304 1374) знаменитый итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов (см.). Сын флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте (см.). Р. в Ареццо. Изучал право в Монпелье и… …   Литературная энциклопедия

  • Петрарка — (Франческо Petrarco, 1304 74) знамен, итал. поэт игуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийскийнотариус Петракко ди Parenzo: изгнанный из Флоренции одновременно сДанте, за принадлежность к партии белых (гибеллинов).… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Петрарка — Из Cycle of Famous Men and Women. c.1450. Detached fresco. 247 x 153 cm. Galleria degli Uffizi, Флоренция, Италия. Художник: Andrea di Bartolo di Bargilla (c. 1423 1457) Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304 1374)  итальянский поэт,… …   Википедия

  • Петрарка Ф. — Из Cycle of Famous Men and Women. c.1450. Detached fresco. 247 x 153 cm. Galleria degli Uffizi, Флоренция, Италия. Художник: Andrea di Bartolo di Bargilla (c. 1423 1457) Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304 1374)  итальянский поэт,… …   Википедия

  • Петрарка — (Petrarca)         Франческо (20.7.1304, Ареццо, 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 в Болонье. В 1326 принял духовное звание,… …   Большая советская энциклопедия

  • Петрарка — Франческо (Petrarco, 1304 1374) знаменитый итальянский поэт и гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии белых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПЕТРАРКА — (Франческо П. (1304 1374) итал. поэт) Все двери заперты, и отданы ключи Тюремщиком твоей безжалостной царице. Петрарка Эпгрф. АБ901 (I,146); НАДПИСЬ НА КНИГЕ СОНЕТОВ ПЕТРАРКИ Загл. П914 (I,505); В дни ангела, гостей и сьест Склонясь н …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • ПЕТРАРКА — (Petrarca), Франческо (20.VII.1304 19.VII.1374) итал. гуманист и поэт. Изучал право в Монпелье и Болонье. В 1326 36 жил преим. в Авиньоне, где принял духовное звание (1326), затем во мн. городах Италии. Путешествовал по Европе (1332 33).… …   Советская историческая энциклопедия

  • Петрарка Франческо - биография — (Petrarca) Петрарка, Франческо (Petrarca, Francesco) (1304 1374) Петрарка Франческо (Petrarca) Биография Итальянский поэт, гуманист, исследователь древности. Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 в Ареццо, в семье флорентийского нотариуса… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Петрарка Франческо — Петрарка (Petrarca) Франческо (20.7.1304, Ареццо,‒ 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 ‒ в Болонье. В 1326 принял духовное… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»