- ПЕРРИ
- ПЕ́РРИ
-
(Perry), Ралф Бартон (1876–1957) – амер. философ-неореалист. Проф. Гарвардского ун-та (1913–46), ученик и биограф Джемса ("Мысль и характер У. Джемса" – "The thought and character of W. James", v. 1–2, Boston, 1935); принадлежал к группе "шести реалистов". Начал филос. деятельность с критики идеализма Ройса (1901–02). В кн. "Философские тенденции настоящего времени" ("Present philosophical tendencies", N. Y., 1912) формулирует осн. положения теории познания неореализма: теорию "имманентности независимого" (познаваемая вещь непосредственно "входит" в сознание, не завися в то же время от этого в отношении своего существования или природы) и "нейтральный монизм" (физическое и психическое различаются лишь функционально, но не по природе входящих в них элементов). От теории "нейтральных элементов" Маха это положение Π. отличается введением в число таковых логич. отношений. П. критикует аргументацию субъективных идеалистов, исходящих из "эгоцентрического затруднения" ("The ego-centric predicament", "J. of Phil., Psych, and Sei. Methods", 1910, v. 7, No 1), т.е. из утверждения, что челочек не может мыслить независимую от сознания вещь, поскольку, мысля ее, он превращает ее в идею. Это положение есть, по П., тавтология, не доказывающая тезиса идеализма о том, что существуют лишь "идеи". Процесс познания объекта, связанный с обязат. наличием познающего субъекта, отнюдь не является свидетельством зависимости объекта от субъекта; "быть познанным" – это случайное для объекта отношение, в к-рое он может вступать или не вступать.Начиная с сер. 20-х гг. П. разрабатывает в основном этич. и политич. проблемы. Его теория ценностей сводится к утверждению, что "ценности суть функции интереса" (см. "General theory of value", Toronto, 1926, p. 693), они концентрируются в областях науки, сознания, иск-ва, пром-сти, гос-ва и церкви, образуя соответствующие "царства ценностей". Причем основу ценностей П. видит в общих типах и структурах интереса, независимых от исторически сложившихся форм общества (см. "Realms of value", Camb., 1954). Религию П. определяет как "... глубочайшее беспокойство человека о судьбе того, что он считает наиболее ценным" ("General theory...", p. 463), и отстаивает ее вечность. По социально-политич. взглядам П. – бурж. демократ, считающий, что наиболее согласная с демократией экономика – это "регулируемый капитализм", сочетающий "равенство" и "свободу" и приспособленный к достижению "высших моральных целей" (см. тамже, р. 294). П. – активный сторонник защиты мира и мирного сосуществования с социалистич. странами.Соч.: The approach to philosophy, L.–Ν. Υ., 1905; The present conflict of ideals, N. Y., 1918; Philosophy of the recent past, N. Y., 1926; A defence of philosophy, Camb., 1931; In the spirit of W. James, New Haven, 1938; Shall not perish from the Earth, N. Y., 1940; On all fronts, N. Y., 1941; Our side is right, Camb., 1942; Puritanism and democracy, N. Y., 1944; One world in the making, N. Y., 1945; Characteristically American, N. Y., 1949; Citisen desides, Bloomington, 1951; The humanity of man, N. Y., 1956.Лит.: История философии, т. 5, M., 1961; Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 99–107; Hasan Ζ., Realism, Camb., 1928; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800..., N. Y., 1928; Воman L., Criticism and construction in the philosophy of American new realism, Stockh., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957.А. Богомолов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.