- ПАРК
- ПАРК
-
(Park), Роберт Эзра (14 февр. 1864 – 5 февраля 1944) – амер. бурж. социолог. Учился в США и Германии (у Зиммеля и Виндельбанда). В 1914–33 – проф. Чикаг. ун-та, где П. создал крупный центр социологич. исследований (т.н. чикагская школа).Кн. П. "Введение в науку социологии" ("An introduction in the science of sociology", Chi., 1921, совм. с Ε. W. Burgess) ознаменовала (наряду с работой Томаса и Знанецкого) появление эмпирич. бурж. социологии. Социологию П. рассматривал как естеств. науку о поведении людей. Свойственный ему натурализм дополнялся применением понятий биологии к изучению обществ. жизни. По аналогии с зооэкологией П. развивал социальную экологию как науку о влиянии на поведение людей "естеств. района", в к-ром они живут (на материале Чикаго и др.). При этом П. игнорировал закономерности всего капиталистич. хоз-ва.Отправляясь от Зиммеля и Смолла, П. рассматривал социальный процесс в аспекте четырех типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Соревнование – человеч. форма борьбы за существование, оно является подсоциальным, в основном бессознательным и превращается в конфликт, если относится к сознат. действиям людей. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией – взаимопроник-новением социальных групп и глубокими контактами между ними. В работах о расовой проблеме П. выдвинул понятие "социальной дистанции", трактуемой чисто психологически (напр., степень отвращения одной социальной группы к другой), и "маргинального человека", стоящего на границе различных социальных групп (применял к мулатам). Эту систему понятий П. расценивал как инструмент исследования, а не законченную теорию общества, но по существу создал апологетич. концепцию, отрицающую существование классов в амер. обществе, в к-ром "различия носят чисто индивидуальный или личный характер". П. выдвинул идею "священного" и "светского" общества – абстрактных типологич. категорий для характеристики отношения общества или социальной группы к изменению существующих порядков (сопротивление изменениям или стремление к ним).П. оставил заметный след в бурж. социологии и дал толчок многочисл. конкретным исследованиям (обществ. мнение и др.), начал в США разработку техники половых исследований.Соч.: The city, Chi., [1925] (соавтор); The collected papers of R. E. Park, ed. by E. Ch. Hughes, v. 1–3, Glencoe, 1950–55.А. Завадье. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ПАРК
-
ПАРК (Park) Роберт Эзра (14 февраля 1864, Харвейвилл, Пенсильвания, США — 5 февраля 1944, Нэшвилл, Теннесси) — американский социолог. Получил образование в университетах США и Германии. В 1914—29 гг. преподавал в Чикагском университете, где создал Центр социологических исследований, т. н. чикагскую школу, тематика которой была сконцентрирована вокруг проблем девиантного поведения в период бурных процессов урбанизации и индустриализации. Парк понимал общество как организм, имеющий помимо социокультурного уровня биотический, лежащий в основе общественного развития. По мере социальной эволюции усиливаются социальные связи, сдерживающие биотическую стихию, характерную для “человеческой экологии” (понятие, введенное Парком). Она изучает пространственное размещение социальных индивидов и институтов, миграцию населения, а также роль биосоциальной природы человека в процессе социализации. Проблематика трудов Парка очень широка: расовые отношения, человеческие сообщества, миграция, “маргинальный человек” (термин, примененный Парком к индивиду, вращающемуся в разных кругах общества и не чувствующему себя комфортно ни в одном из них), коллективное поведение и др. (см. Маргинальность). Парком и его учениками в социологию была введена целая совокупность новых понятий, таких, как коммуникация, социальный процесс, конкуренция, конфликт, ассимиляция, приспособление, личность, коллективное поведение и др. Парк трактовал социальный процесс как усиление “контроля” социокультурных, экономических, политических, моральных и др. институтов над природой человека, как изменение сознания индивида прежде всего под влиянием моральных норм, обычаев и традиций. Парк отрицал необходимость следовать какому-то одному методу социологических исследований, нередко использовал количественные показатели. Идеи “социальной экологии” Парка послужили основанием для многих исследовательских программ, осуществленных его учениками и последователями.Соч.: Introduction to the Science ofSociolody(with E. W. Rurgess). Chi., 1921; Collected Papers of Robert Ezra Park, 3 vols. Gleneoe, 1950-1955.Ε. ΰ. Остова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.