- МЕСТР
- МЕСТР
-
(Maistre) Жозеф Мари де (1753—1821) — фр. мыслитель, политический деятель. Воспитывался в иезуитской школе. Окончил Туринский ун-т (1774). В молодости придерживался либеральных идей. Увлекался масонским иллюминизмом, мечтая преобразовать религиозное сознание в Европе. В дальнейшем, наряду с Э. Бёрком и Л. Бональдом, стал выразителем клерикально-монархической реакции на просветительскую идеологию. В 1802—1817 занимал пост посланника сардинского короля в Петербурге, где написал свои основные соч.; «О папе» (1819), «Петербургские вечера...» (1821) и др. Одна из руководящих идей зрелого М. — неспособность человека своими силами установить стабильный социальный порядок. История, или, в терминах М., «экспериментальная политика», показывает, что человек, предоставленный самому себе, склонен к разрушению, а не к созиданию. По своей природе он раб и способен только имитировать внешние характеристики заданных свыше социальных ин-тов. Кроме того, человек естественно зол. М. сознательно противопоставляет эту свою т.зр. руссоистскому идеалу естественной добродетельности человека. Зло, присущее человеку, — прямое следствие первородного греха, который играет фундаментальную роль в историософии М. Этот грех образует фон истории и одновременно ее тайну. М. выступает против теории прогресса. Историю скорее следует понимать как непрекращающуюся деградацию. Естественное состояние человека, к которому апеллирует Ж.Ж. Руссо, — иллюзия. Естественный человек — это человек «поврежденный». Он никак не может служить образцом для подражания. Эдем окончательно утрачен. Порядок в обществе может быть обеспечен только «из-под палки». Отсюда скандально известная апология палача как гаранта социального мира. Эмансипация человека, совершившаяся в эпоху Просвещения, закономерно привела к «сатанинской» Французской революции, когда сувереном стал народ, разрушивший основные общественные устои — гос-во, церковь, веру. Социум, по мнению М., может плодотворно существовать, только основываясь на религии. Абсолютный суверенитет монарха обусловлен данной ему божественной санкцией. Оптимальной формой правления М. считает теократию, воплотившуюся в средневековой Европе в духовной власти пап.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- МЕСТР
-
(Maistre)Жозеф Мари де граф (род. 14 апр. 1753, Шамбери – ум. 26 февр. 1821, Турин) – франц. политический деятель и философ. Защищал резко выраженное консервативное католич. учение о государстве, в эпоху Реставрации пользовался большим влиянием. Основатель новейшего ультрамонтанизма: абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и папе, постоянному наместнику Бога. Осн. произв.: «Essai sur le principe generateur des constitutions politiques», 1810; «Les soirees de St. Petersbourg, ou le gouvernement temporel de la providence», 2 vol., 1821; «Du pape», 2 vol., 1819.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МЕСТР
-
МЕСТР (Maistre) Жозеф де (1 февраля 1753, Шамбери — 26 февраля 1821, Турин) — французский публицист, политический деятель, философ, основоположник традиционалистского, консервативного течения во французской политической мысли. Выходец из Савойи, из патриархальной и глубоко религиозной семьи; был членом Сената Савойи, канцлером Сардинского королевства, посланником короля Сардинии в Санкт-Петербурге (1802—17). Основные сочинения: “Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений” (“Essai sur le principe générateur des constitutions politiques”, 1810), “О папе” (“Du pape...”, ν. 1—2, 1819), “Петербургские вечера...” (“Les soirées de St. Pétersbourg...”, v. 1—2,1821).Просветительской атеистической философии де Местр противопоставляет понятие Божественного Провидения, главенствующего в истории и во всех политических институтах. Именно Бог создает и суверенов, и конституции. Человек — ничто, если он не опирается на Божественный промысел, он — лишь инструмент в руках Провидения. Для де Местра не существует случайности в управлении человеческими делами. Все вытекает из порядка Провидения, включая и хаос, который порожден Божественной волей в целях, неведомых человеку. Называя свой метод “экспериментальным”, Местр считает историю опытным полем политической науки. Признавая значимость разума в естественных науках, он ограничивает его компетенцию в области политики и морали, где принципы разума носят абстрактный характер и применимы только к “человеку вообще”, существование которого де Местр отрицает. Кроме того, индивидуальный разум склонен подвергать сомнению сложившиеся институты, проверенные временем и историческим опытом, и способен развязывать революции. Представление об изолированном индивиде, наделенном своеволием и стремлением к социальности, де Местр считает ложной и пустой абстракцией, выдумкой либерализма. Человека обуревают страсти, он зол по природе, и воспитание не может его изменить. Общество и индивид созданы друг для друга, но ни один из них не есть цель сама по себе — оба существуют ради высшего предназначения. Де Местр выступает против концепций общественного договора, в частности против идей Руссо: общество не может быть результатом соглашения, которое уже предполагает существование общества, в т. ч. власти и языка. “Представить себе человеческое общество, народ без правителя столь же невозможно, как вообразить улей без матки. Общество и власть возникают одновременно” (“Опыт о суверенитете”). Подчеркивая пагубность идеалов свободы, равенства и братства, де Местр отстаивает органически сложившийся традиционный общественный порядок, согласный с Божественной волей, проповедует синтез религии, философии и науки.Соч.: Oeuvres complètes, 14 vol. Lyon, 2 ed., 1924—28; в рус. пер.: Петербургские письма. Спб., 1995; Рассуждения о Франции. М., 1997. Лит.: Bayle F. Les idées politiques de Joseph de Maistre. Lyon, 1945; Cordelier J.-P. La théorie constitutionnelle de Joseph de Maistre. P., 1965.M M. Федорова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.