- ОЁМЭЙГАКУХА
- ОЁМЭЙГАКУХА
-
япон. филос. школа последователей Ван Ян-мина (япон. Оёмэй). Основоположником О. является Накаэ Тодзю; наиболее известными представителями – Кумадзава Бандзан (1619–91) и Осио Хэйхатиро (1796–1837). Последний в основу философии кладет понятие "тайке" – великой пустоты как мировой субстанции и сущности разума. К школе О. принадлежали или находились под ее влиянием япон. мыслители Сато Иссай (1772–1859), Сакума Дзодзан (1811–64), Матода Тоя (1812–91). Развивая учение Ван Ян-мина, представители этой школы, однако, оставались в рамках субъективного идеализма. В отличие от кит. первоисточника, учение Ван Ян-мина о "врожденном интуитивном знании" было использовано как обоснование морального долга, призывающего выступать с критикой феодальной администрации (Бандзан) и даже участвовать в вооруж. борьбе (Осио Хэйхатиро). В целом же социально-политич. воззрения представителей О. не были едиными. Так, если Бандзан, Хэйхатиро и Тюсай (к-рый известен как защитник прав человека и борец против произвола феодалов) принадлежали к прогрессивному лагерю, то Тоя выступал как охранитель идеологич. основ существующего строя.Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947, с. 327–43; Нагата Хироси, Нихон тэцугакуси (История япон. философии), Токио, 1937; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия япон. школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Чжу Цянь-чжи, Жибэньзы гусюэ цзи янминсюэ (Школы последователей учения Ван Ян-мина и классич. конфуцианства в Японии), Шанхай, 1962; Chang С., Wang Yang-ming: Idealist philosopher of 16-th century China, N. Y., 1962.Ф. Быков. Москва,Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.