- ОВЕРТОН
- О́ВЕРТОН
-
(Overton), Ричард (ум. ок. 1663) – англ. философ и политич. деятель, один из руководителей левеллеров, левого крыла англ. бурж. революции 17 в. Вместе с Дж. Лилберном издавал памфлеты против королевской власти и палаты лордов, в к-рых отстаивал всеобщее равенство, идею нар. суверенитета и прирожденности прав человека, к к-рым относил и право собственности. Хотя О. был религ. сектантом и его воззрения приняли религ. форму, они содержали рационалистич. и близкие материализму идеи. После него осталось два издания или две переработки небольшого соч. о смертности человека. В одном из манифестов того времени против неверия и заблуждений О. характеризуется как "главный представитель страшного учения материализма или отрицания бессмертия души" (цит. по кн.: Бернштейн Э., Обществ. движение в Англии в XVII в., СПБ, 1899, с. 139). Полное название второго, переработанного издания дает характеристику взглядов О.: "О смертности человека, или Трактат, в котором с помощью как теологических, так и философских доводов доказывается, что человек (как разумное создание) является целиком смертным, в противовес обычному разграничению души и тела; и что отправление души в рай или ад теперь есть не более, чем фикция, и что лишь в воскресении заключается начало нашего бессмертия, когда совершается действительное осуждение и спасение, но не ранее того" (Man's mortallity..., L., 1655). Бессмертие души О. считал возможным лишь как воскрешение в день страшного суда, а до этого человек после смерти – мертв и телом и душой [аналогичные идеи еще в 1568 высказывал арианин (см. Арианство) Жегош Павел ]. Невозможность отделения души от тела О. доказывал сравнением психич. деятельности человека с его физиологич. развитием от младенчества до старости. Он сравнивал также человека с животным и доказывал, что почти все психич. способности человека существуют также и у животных, отличаясь только степенью и полнотой; следовательно, если бессмертна душа человека, то надо признать и бессмертную душу у животного. Утверждение бессмертия души О. считал антиобщественным, ибо оно уводит человека от забот об улучшении земной жизни в миф фантазий о посмертном существовании. В космологич. взглядах О. также придерживался материализма: все в мире слагается из природных стихий; все, что создано, – вещественно, ибо что невещественно, то – ничто; всякая форма есть форма вещества, а вещество есть вещество формы; одно не существует без другого и вместе они составляют вещь.Лит.: Бернштейн Э., Социализм и демократия в великой английской революции, пер. с нем., М.–П., 1924, с. 138–43; Левин Г. Р., Памфлеты Лильберна, О. и Уольвина (1645–1647), "Уч. зап. [Вологодского гос. пед. ин-та ]", 1942, вып. 3; Холореншоу Г., Левеллеры и англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Англ. бурж. революция XVII в., под ред. Е. А. Косминского, Я. А. Левицкого, [т. 1–2 ], М., 1954 (т. 1, гл. 7, 10, 11; т. 2, гл. 24); Saurat D., Milton. Man and thinker, L., [1944 ]; Masson D., The life of J. Milton, new ed., v. 1–6, Index vol., N. Y., 1946; Frank J., The levellers. A history of the writing three seventeenth-century social democrats: J. Lilburne, R. Overton, W. Walwyn, Camb. (Mass.), 1955; Gregg P., Free-born John, L. – [a. o. ], 1961.E. Вейцман. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.