- МЕН ДЕ БИРАН
- МЕН ДЕ БИРАН
-
(Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gontier de Biran) (1766—1824) — фр. философ и политический деятель. В творчестве М.д.Б. четко прослеживаются три этапа. Первый включает разработку сенсуалистической гносеологии: главным произведением этого периода является работа «Влияние привычки на способность мыслить» (1803); отрицая врожденное знание, М.д.Б. вслед за Э.Б. де Кондильяком источником идей признает ощущения, причиной которых являются внешние объекты; истинную философию отождествляет с «идеологией» (т.е., в понимании М.д.Б., с наукой, исследующей происхождение, содержание и границы человеческого знания), заимствуя при этом у Кондильяка мысль о соединении физиологии и «идеологии». Эти выводы М.д.Б. стремился соотнести с вопросом о влиянии привычки на способность мышления. Для второго этапа филос. деятельности М.д.Б. характерно учение о волевом усилии как первоначальном факте внутреннего чувства, разработка которого сопровождалась размежеванием с позициями «учителей» («Об анализе мышления», 1806; незавершенный труд «Опыт об основаниях психологии»): активность опыта представляет собой волевое усилие, не сводимое к физиологическим свойствам, имеющее «сверхорганический» характер; метафизическая природа души раскрывается через самонаблюдение индивида. В 1820-х гг. М.д.Б. развивает идеи христианской метафизики: в «Новых опытах антропологии» (1823—1824) говорит о трех ступенях человеческой жизни: животной, человеческой и божественной, выражением которых являются, соответственно, чувственные ощущения, воля и любовь; историко-философский процесс трактуется как выражение вечных религиозных и моральных истин. М.д.Б. оказал большое влияние на развитие зап. философии: на спиритуализм, философию жизни, персонализм, экзистенциализм и т.д.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- МЕН ДЕ БИРАН
-
(Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de Biran) (29.11. 1766, Вержерак,— 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель, приверженец монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период Реставрации — член палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеологов» (А. Дестют де Траси и др.), развивавших сеноуа-листич. теорию познания в духе Локка и Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...» — «Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), который, по М. де В., ложно представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чс-ловеч. «Я», его внутр. мир не могут быть поняты до аналогии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. природа души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается бытие внеш. вещей.В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафизики. В «Новых опытах антропологии» («Nouveaux es-sais d'anthropologies, 1823—24), оставшихся незавершёнными, он различает три ступени человеч. жизни — животную, человеческую и божественную, выражением которых соответственно являются чувств. ощущения, воля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит. воздействие на последующее развитие идеалистич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на персонализм и экзистенциализм. Oeuvres, v. 1 — 14, P., 1920—49.Кудрявцев Н., Философия М. де Б. в начальной ста-дии ее развития, М., 1911; История философии, т. 3, M., 1943, с. 394—99; CressonA., Maine de Biran. Sa vie, son oeuvre, P., 1950; L а с r o z e R., Maine de Biran, P., 1970.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МЕН ДЕ БИРА́Н
-
(Maine de Biran), Мари Франсуа Пьер Г о н т ь е (29 ноября 1766 – 20 июля 1824) – франц. философ-волюнтарист и реакц. политич. деятель, роялист. Филос. взгляды М. де Б. складывались в борьбе против идей франц. Просвещения и франц. материализма. М. де Б. занимали гл. обр. вопросы теории познания, рассмотренные в основном в работах "Влияние привычки на способность мыслить" ("Influence de l'habitude sur la faculté de penser", 1803), "Фрагменты, относящиеся к основаниям морали и религии" ("Fragments relatifs aux fondements de la morale et de la religion", 1818) и в обобщающем "Очерке об основаниях психологии..." ("Essai sur les fondements de la psychologie...", 1812, отрывки опубл. 1845–46, полностью – 1859).Нельзя отождествлять способность чувствовать с сознанием (см. "Influence de l'habitude...", p. 13). Сознание появляется только тогда, когда возникает самосознание, личность (Ie moi). Поэтому важнейшая задача философии и заключается в установлении того "первичного", "основополагающего факта", к-рый конституирует личность – "Я". М. де Б. считал, что этот факт находится во внутр. мире, внутр. опыте человека. Так, филос. проблемы он стремился разрешить на почве психологии. Но и способность испытывать ощущения не может быть сведена только к физич. чувствительности. Даже самые простейшие впечатления включают в себя пассивные ощущения (sensations) и активные восприятия (perceptions). Возникновение первых есть следствие воздействия внешнего мира на нас, на наши органы чувств и не зависят от нашего "Я". Возникновение вторых определяется нашим "Я", его активностью, к-рую М. де Б. в последних работах рассматривал как нечто "надорганическое", не зависящее от физич. природы человека. Об активности нашего "Я" мы можем знать лишь по ее проявлениям в усилии (effort) или воле. В усилии проявляется отношение субъекта к объекту, "Я" к "не-Я" (см. тамже, р. 25–26). Воля, проявляющаяся в усилии, при столкновении с "не-Я" и есть тот основополагающий факт, к-рый конституирует "Я". Она же определяет возможность познания. Все то, что идет от объекта, не содержит в себе знания. Знание, истина достигаются всегда в борьбе силы собственно человеческой воли против импульсов животной природы.М. де Б. различал четыре ступени в раскрытии воли, ступени установления человека, субъекта: 1-я ступень – жизнь простая, животная; это система аффектов, инстинктивных движений, реакций, органической интуиции; 2-я ступень – возникновение "Я" из недр примитивной жизни, когда сила сознания начинает освещать инстинкты, обобщения начинают возникать на стадии интеллектуального и морального существования, еще окутанного впечатлениями, идущими извне; 3-я ступень – "Я" познает то, что есть "не-Я", это – познание внешнего, природы; 4-я ступень – "Я" поднимается до познания самого себя. Оно размышляет и образует знание математическое и метафизическое. "Я" обнаруживает себя как сознание, освобожденное от примитивности.В последний период деятельности М. де Б. его философия приняла открыто религ.-мистич. характер: идеи есть лишь проявление в нас бесконечного существа бога (см. Oeuvres inédites de Maine de Biran, t. 3, P., 1859, p. 52).Взгляды М. де Б. оказали воздействие на последующее развитие реакц. филос. мысли во Франции (Жуфруа, Кузен) и в России (П. Е. Астафьев, Л. М. Лопатин и др.), а также на прагматизм и экзистенциализм.Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1–3, P., 1841; Science et psychologie. Nouvelles oeuvres inédites, Lyon, t. 1–3, 1887; Oeuvres, t. 1–5, P., 1920; Oeuvres choisies. Avec une introd. par H Coutrier, P., 1942.Лит.: Кудрявцев H., Философия M. де Б. в начальной стадии ее развития, М., 1911; Введенский Α., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; История философии, т. 3, М., 1943; Lang Α., Maine de Biran und die neuere Phylosophie, Köln, [1901 ]; Fessard Gr., La méthode de réflexion chez Maine de Biran, P., 1938; Hallie Ph., Maine de Biran. Reformer of empiricism. 1766–1824, Camb., 1959.Г. Зельманова. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- МЕН ДЕ БИРАН
-
МЕН ДЕ БИРАН (Maine de Biran) Мари Франсуа-Пьер Гонтье (29 ноября 1766, Бержерак — 20 июля 1824, Париж) — французский философ. Происходил из семьи врача. Сделал блестящую политическую карьеру: был администратором департамента Дордонь (1795), членом Совета пятисот (1797), субпрефектом Бержерака (1806), членом палаты депутатов (1809), государственным советником (1816).В развитии его философских идей можно выделить три периода. В первый период (до 1804), примыкая к школе “идеологов” (Кабанис, Дестю де Траси и др.), он выступает приверженцем сенсуалистической философии Кондильяка. В докладе о “Влияние привычки на мыслительную способность” (“Influence de l'habitude sur la faculté de penser”, 1803) он развивает мысль о том, что в разуме нет ничего, чего не было бы в наших чувствах.Взгляды, характерные для второго периода (1804—18) — т. н. “философия воли” — изложены в докладе “Об анализе мышления” (1805), удостоенном премии Академии, и в “Опыте об основаниях психологии и об ее отношении к изучению природы” (“Essai sur les fondements de la psychologie...”, 1812, полностью опубликован в 1859). Генезис самосознания, Я (le moi) не может быть выведен из пассивных ощущений (sensations). Мыслящее индивидуальное Я является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий (perceptions). Активность Я проявляется в волевом усилии (effort) при столкновении с не-я. Это “движущее волевое ощущение” на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность. Так, напр., если я хочу поднять руку, то инициатива исходит от Я, вызывая движение в моем теле. Мен де Биран различает два типа жизни: во-первых, жизнь животную, пассивную — жизнь ощущений, инстинктов, желаний, работа сновидений во время сна, автоматические действия в период бодрствования (иначе говоря, бессознательные механизмы); во-вторых, жизнь человеческую — активную жизнь субъекта как источника инициативы. Для объяснения постоянства Я во время сна или пребывания в бессознательном состоянии он вводит понятие души, отрицая возможность ее познания (существование души является лишь предметом веры).Мен де Биран выделяет в человеке четыре системы: 1) аффективную, общую у человека с животными и предшествующую возникновению сознания; 2) сенситивную (пробуждение Я и его усилий); 3) перцептивную — сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющее познать те или иные вещи; задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты; 4) рефлексивную — Я абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума.Третий период его творчества (1818—24) отмечен влиянием христианского мистицизма (Паскаль, Фенелон, м-м Гюйо). В незавершенной работе “Новые очерки по антропологии” (“Nouveaux essais d'anthropologie”, v. 1—2, 1823—24) он различает три рода жизни в человеке: животную (чувственность), человеческую (воля) и божественную (любовь). Оказал влияние на христианский экзистенциализм. Соч.: Oeuvres, ed. de P. Nisserand, 14vol. Р., 1920—44; De Г existence. Textes inédits, ed. de H. Goutrier. P., 1966. Лит.: Naville E. Maine de Biran, sa vie et ses pensées. P., 1857; Girard A. Le journal intime et la notion de personne. P., 1963; Gouhier H. Maine de Biran par lui-même. P., 1970; More T. C. T. The Psychology of Maine de Biran. Oxf., 1970; “Revue intenationale de philosophie”, 1970, ¹ 75 (посвящен Мен де Бирану).M. M. Федорова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.