- НУЦУБИДЗЕ
- НУЦУБИДЗЕ
-
Шалва Исакович (р. 14 дек. 1888) – сов. философ, академик АН Груз. ССР (с 1944), профессор, д-р филос. наук (с 1926). Окончил филос. ф-т Петерб. ун-та (1910). С 1918 – проф. Тбилисского ун-та. В первый период науч. деятельности выступал с обоснованием идеалистич. системы "алетологического реализма" ("Болцано и теория науки", "Вопр. философии и психологии", 1913, кн. 116, 117; "Основы алетологии", Тб., 1922, на груз, яз., и др.). С конца 20-х гг. переходит на позиции марксизма ("Теория искусств", Тб., 1929, на груз. яз.). В дальнейшем Н. широко исследует историю груз. филос. мысли ("История груз. философии", на груз. яз., т. 1–2, Тб., 1957–58, рус. пер., Тб., 1960, и др.): он проследил осн. закономерности развития философских идей в Грузии, раскрыл тайну Дионисия Ареопагита, показал роль Ивера и вводимых им в философию идей пантеистич. материализма и отрицат. диалектики в груз. и европ. филос. мысли, доказал, что автором первонач. текста греч. романа "Варлаам и Иосаф" является груз. мыслитель И. Мосх. Н. изучает также проблемы логики, выступает с критикой совр. бурж. философии (экзистенциализма). Перевел на рус. язык поэму Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" и др. классич. памятники груз. литературы.Соч.: Введение в философию, Тб., 1920, на груз. яз.; Wahrheit und Erkenntnisstruktur, В., 1926; Philosophie und Weisheit, В.–Königsberg, 1931; Руставели и Вост. Ренессанс,. Тб., 1947; Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тб., 1942; К происхождению греч. романа "Варлаам и Иоасаф", Тб., 1956; Творчество Руставели, Тб., 1958; Петр Ивер и античное философское наследие, Тб., 1963.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НУЦУБИДЗЕ
-
НУЦУБИДЗЕ Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцханаканеби Самтредского района, Грузия — б января 1969, Тбилиси) — грузинский философ. Родился в семье учителя. Окончил Кутаисскую гимназию (1906) и историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности философия (1910); в 1911—14 дважды побывал за границей, где занимался под руководством В. Вундта, X. Фолькельта и др.; с 1918 — заведующий кафедрой философии педагогического факультета Тбилисского университета; доктор философских наук (1927), академик АН Грузинской ССР (1944). С 1910-х гг. развивал концепцию “алетологического реализма”, противопоставляя ее как материализму, так и идеализму, тл. о. трансцендентальному априоризму Канта; согласно алетологии, условия познания следует искать не в субъекте, а в объекте. В нач. 1930-х гг. Нуцубидзе перешел в основном на марксистские позиции, но сохранил романтическую мысль о необходимости “покончить с интеллектуальным рабством по отношению к Западу”, что отразилось в его трудах по истории античной и грузинской философии. В духе антиевропоцентризма выдвинул концепцию т. н. “восточного Ренессанса”; независимо от бельгийского ученого Э. Хонигмана доказывал, что автором сочинений, приписываемых Псевдо—Дионисию Ареопагиту, является грузинский богослов и философ Петр Ивер, трактуя “ареопагитскую линию” как одну из основ “грузинского Ренессанса”. В спорном в советской философии вопросе о соотношении диалектической и формальной логики Нуцубидзе отстаивал точку зрения двух логик.Соч.: Собр. соч., т- 4, 5. Тбилиси, 1987—88; Больцано и теория науки.— “Вопросы философии и психологии”, 1913, кн. 116, с. 39—100; кн. 117, с. 111—73; Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на 1руз. яз.); Диалектическая и формальная логика, Тбилиси, 1951; История грузинской философии, т. 1—2. Тбилиси, 1957—58 (на груз. яз.; рус. пер.: Тбилиси, 1960); Петр Ивер и античное философское наследие (Проблемы ареопагитики). Тбилиси, 1963; Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1967; Wihrheit und Erkenntnisstruktur. B.—Lpz., 1926; Philosophie und Wfcisheit. Spezielle Einleitung in die Aletheiologie. B.—Königsberg, 1931.Лиг.: Ш. И. Нуцубидзе (К 90-летию со дня рождения). Тбилиси, 1980; Шалва Нуцубидзе. Биобиблиография. Тбилиси, 1986.В. Ф. Пустарнаков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.