НИКОЛАЙ

НИКОЛАЙ
НИКОЛА́Й
из О т р е к у р а (Nicolas d'Autrecourt) (р. ок. 1300 – ум. после 1350) – франц. философ, один из представителей номинализма. Автор соч., осужденного рим. курией в 1346 и сожженного в 1347, Н. был принужден публично отречься от своих "заблуждений". Кроме этого соч., не имеющего особого заглавия и начинающегося словами "Satis exigit ordo executionis" ("Правильный порядок исполнения требует", изд. J. R. O'Donnel, в сб.: Medieval studies, v. 1, Toronto–L.– N. Y., 1939), H. написал в 1329–36 девять писем к некоему Бернарду д 'Ареццо и одно к некоему Эгидию, посвященные гносеологич. проблемам; они сохранились неполностью. Н. подверг сомнению положения схоластич. аристотелизма и пытался защищать осн. тезис антич. атомистов: в явлениях природы нет ничего, кроме сочетания и разделения атомов. Атомы неразрушимы, следовательно, мир вечен в его целом. Принцип целенаправленности в природных явлениях не самоочевиден. Качества вещей – результат сочетания атомов, единственно реальных субстанций. С этих позиций Н. защищал атомистич. представление о природе света как истечении мельчайших частиц, требующем для своего распространения известного времени, а самое движение тел мыслил дискретным, состоящим из мельчайших "движков", своего рода атомов движения. В теории познания Н. отверг и абсолютную достоверность чувственных данных ("субстанции", т.е. подлинно существующие атомы, к-рые не являются предметом чувств, ощущения) и возможность чисто дедуктивного познания причинных связей путем схоластич. умозаключений, помимо опыта. Критика схоластич. перипатетизма объективно приводила Н. к требованию критически обрабатывать чувств. данные, – к тому, что сам Н. называл истолкованием данностей ("аппаренций") при "полном свете" разума (in pleno lumine) [см. "Satis exigit...", p. 229, 231 ]. Такое познание, по Н., является истинным и относительно него "не может быть разногласий между людьми" (там же, р. 234). Отрицание телеологии и трактовка причинных связей как предмета опытного знания вели в области теологии к отрицанию традиц. доказательств бытия божия (телеологического и космологического – см. Бог). Равным образом было неприемлемым для Н. и третье традиц. доказательство – онтологическое, поскольку существование и несуществование предмета не рассматривались им как признаки, входящие в логич. содержание соответствующего понятия: понятие бога остается тем же, мыслить ли бога существующим или не существующим.
Лит.: Зубов В. П., Николай из Отрекура и древнегреч. атомисты, "Тр. Ин-та истории, естествозн. и техники АН СССР", 1956, т. 10, с. 338–83; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 534–547; Rashdall H., Nicholas de Ultr curia, a medieval Hume, "Proceedings of the Aristotelian Society", 1907, v. 7; Lappe J., Nicolaus von Autrecourt, Münster, 1908; О'Donnel J. R., The philosophy of Nicholas of Autrecourt and his appraisal of Aristotle, в сб.: Medieval studies, v. 4, 1942; Weinberg J. R., Nicolaus of Autrecourt. Princeton, 1948.
B. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "НИКОЛАЙ" в других словарях:

  • Николай 1 — Николай I Павлович …   Википедия

  • Николай I — император Всероссийский, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Феодоровны . Родился 25 июня 1796 г. Через 1 1/2 года после Николая родился младший его брат Михаил, с которым Николай и воспитывался совместно. В возрасте первого детства …   Биографический словарь

  • Николай IV — лат. Nicolaus PP. IV 191 й Папа римский …   Википедия

  • Николай — я, муж.; народн. Никола 2), ы; прост. к Миколай, я и Микола, ы.Отч.: Николаевич, Николаевна; разг. Николаич.Производные: Николайка; Николаха; Николаша; Николя; Коля; Колюня; Колюся; Колюха; Колюша; Коляня; Коляха; Коляша; Кока; Ника; Никаха;… …   Словарь личных имен

  • Николай — Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных сказаний. Это творчество продолжается доселе, особенно среди греков и в России. Фигура святого так заткана …   Биографический словарь

  • НИКОЛАЙ II — (1868 1918), последний российский император в 1894 1917, старший сын императора Александра III, почётный член Петербургской АН (1876). Противник к. л. реформ (упования либералов назвал бессмысленными мечтаниями ), пытался продолжать курс отца на… …   Русская история

  • Николай II — Николай II Александрович (1868—1918), император (с 1894), сын Александра III. В борьбе с революционным движением правительство Николая II применяло жёсткие карательные меры, сочетая их с насаждением провокации и так называемого полицейского… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Николай — Николаевич, великий князь (1856 ?). Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско турецкой войне. В период от 1895 до 1905 г. был генерал инспектором кавалерии. В 1905 г. был назначен главнокомандующим войсками гвардии и… …   1000 биографий

  • Николай I — император Всероссийский, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны; род. 25 июня 1796 г., учиться начал с 1802 г., причем главный надзор за его воспитанием был поручен ген. М. И. Ламсдорфу. Человек суровый, жестокий и до… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Николай II — ныне благополучно царствующий Император и Самодержец Всероссийский, старший сын Императора Александра III и Государыни Императорицы Марии Федоровны; род. 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Воспитание и образование Его Величества велось под Личным… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Николай II — (Николай Александрович Романов)         [6(18).5.1868, Царское Село, ныне г. Пушкин, в ночь с 16 на 17.7.1918, Екатеринбург, ныне Свердловск], последний российский император [21.10(2.II).1894 2(15).3.1917], старший сын Александра III (См.… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «НИКОЛАЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»