- НЕМЁСИЙ
- НЕМЁСИЙ
-
Эмесский (Νεμέσιος) - церк. писатель, автор написанного, вероятно, на рубеже 4-5 вв. соч. "О природе человека" ("Περὶ φύσεως ἀνϑρώπου", в кн.: Migne, PG., v. 40, P., 1858; рус. пер. Ф. Владимирского, 1904), в к-ром эклектически сочетались различные филос. течения антич. эпохи, модифицированные в христ. духе, - до неоплатонизма включительно. Естеств.-науч. сведения почерпнуты в основном у Аристотеля и Галена, в психологии заметно воздействие стоич. теории аффектов. В понимании природы души Н. ближе к Платону, считая его взгляды более согласными с учением о бессмертии и отвергая аристотелевское представление о душе как энтелехии тела. Соч. Н. оказало влияние на Иоанна Дамаскина. В ср. века оно было хорошо известно, переведено на арм. и дважды (в 11 и 12 вв.) на лат. яз., явившись одним из осн. источников ср.-век. представлений о физич. строении и душевных способностях человека.Лит.: Владимирский Ф. С., Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к др. философии и патристич. лит., Житомир, 1912; Domański В., Die Psychologie des Nemesius, Münster, 1900; Jaeger W.W., Nemesios von Emesa, В., 1914.В. Зубов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НЕМЕСИЙ
-
HEМЕСИЙ (Νεμέσιος), епископ Эмесский (кон. 4 в. н. э.) — автор сочинения -”О природе человека”, представляющего собой уникальный доксографический источник. Ряд фрагментов античных философов (стоиков, Нумения, Аммония Саккаса, Феодора Асинского) сохранились только в тексте Немесия. Однако представление о нем как о компиляторе не соответствует замыслу и характеру сочинения “О природе человека”, автор которого, критикуя теории античных философов и врачей в соответствии с христианскими представлениями о человеке, создает в итоге стройную, оригинальную и наиболее полную систему христианской антропологии своего времени. В методах экзегезы у Немесия прослеживается определенная близость с антиохийской богословской школой, в методах критики философских источников и ересей — с александрийской философией. Как оригинальный мыслитель Немесий предстает в учении о свободе воли и о Промысле.Немесию в значительной степени следуют, приводя из него большие фрагменты, Иоанн Дамаскин (“Точное изложение православной веры”) и Мелетий Монах (“Об устроении человека”). В средние века авторство трактата “О природе человека” нередко приписывалось Григорию Нисскому, антропологии которого во многом близки взгляды Немесия. Известны переводы сочинения Немесия на сирийский, арабский, армянский, грузинский языки; средневековые латинские переводы Николая Альфана (11 в.), Бургундиона Пизанского (12 в.), анонимный перевод 13 в. оказали влияние на развитие западноевропейской схоластики.Соч.: Nemesius Emesenus. De natura hominis, ed. M. Morani. Lpz., 1987; в рус. пер.: О природе человека, пер., прим., предисл. и словарь Ф. С. Владимирского. Почаев, 1904 (переизд. М., 1998).Лит.: Григорьев К. Немезий, епископ Емесский, и его сочинение “О природе человека”. СПб., 1900; Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немесия, епископа Эмесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912; Jaeger W. W. Nemesios von Emesa. Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Posidonios. B., 1914; TelferW. Cyril of Jerusalem and Nemesios of Emesa, with engl. transi. L.—Phil., 1955; KallisA. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild Nemesios von Emesa. Münster, 1978; Sharpies R. B. Nemesius of Emesa and Some Theories of Divine Providence.— “Vigilia Christianae” 37, 1983, p. 141—156; BrownWicherH. Nemesius Emesenus.— Catalogus translationum et commentariorum. Wash., 1986, p. 32—72; VoIpilhacP. Etat présent des recherches sur Némésien.- ANRWII 34,4,1998, p. 3175-3178.M. Л. Хорьков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.