НАЗЗАМ

НАЗЗАМ
НАЗЗА́М
(а н - Н а з з а м) ибн Сайяр (801–837) – арабский философ. Под влиянием философии Анаксагора Н. высказал ряд новых для Ближнего Востока того времени идей: тело состоит из бесконечного множества частиц, оно бесконечно делимо, мир является вечным, а все тела существуют одновременно в потенциальном состоянии; все движется; душа материальна и она распространена по всему организму, и др. Многочисл. труды Н. до нас не дошли, о его филос. воззрениях известно гл. обр. по трудам его противников, полемизировавших с Н.
Лит.: Аль-Касими Джама ад-дин, Тарих Джахмийя во аль-Мутазила, Каир, 1831; Абу Мансура аль-Багдади, Аль-Фарк бейн аль-фирак, Каир, 1899; Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Ibn al-Мurtadā al Mu'tazila, cd. T. W. Arnold, Lpz., 1902.
А. Закуев. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

НАЗЗАМ
    HA33ДM Абу Исхак Ибрахйм Ибн Саййар, ан- (ок. 760/765, Басра, Ирак — ок. 835/846, Багдад) — арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. По некоторым сведениям, ан-Наззам учился у знаменитого филолога ал-Халйла, а также у мутазилита ел-'Амафа. Сочинения его не сохранились. Средневековые источники сообщают о его энциклопедической образованности (в области литературы, теологии, античной философии и т. д.), исключительной памяти (“наизусть знал Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь”), увлечении естественнонаучными экспериментами (“предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана”), блестящем полемическом даре.
    Ан-Наззам придерживался общих для теологии и философии мутазилизма установок. Характерными для его онтологии и натурфилософии являются положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их “латентном предсуществовании” (кумун); об актуальной делимости тел до бесконечности (антиатомизм); о дискретном характере движения (положение о “скачке”, который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное); о телесности чувственных качеств-акциденций; о взаимопроникновении (мудахала) тел. Натурфилософская направленность взглядов ан-Наззама особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о “природе” (таб') вещей, которую Бог не может нарушать. Ан-Наззам отрицал доминирующее в исламе представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости, объясняя “чудесность” (и'джаз) Корана не его эстетической формой, а тем, что Бог лишил людей способности создать что-либо подобное в период пророческого служения Мухаммада. Был известен также критическим отношением к хадисам-преданиям о жизни Пророка (особенно к рассказам о его чудотворениях), отрицанием “единогласия” (иджма') ученых-богословов как непогрешимого и непререкаемого.
    Лит.; Закуев А. К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Абу Рида М. А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. Каир, 1946; Eberhardt D. Veränderung in der Philosophie Mu'amrnars und an-Nazzams. Tub., 1979.
    Г. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "НАЗЗАМ" в других словарях:

  • АН-НАЗЗАМ —     АН НАЗЗАМ см. Наззам. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • МУТАЗИЛИТЫ — (араб. обособившиеся, отделившиеся) создатели ранней мусульм. теологии рационалистич. направления мутазилизма в араб. Халифате. Основоположником считается Васыл ибн Ата (699 748). Теоретики мутазилизма (напр., Ибрахим ан Наззам (775 876) и др.)… …   Советская историческая энциклопедия

  • ВОЛЯ — (лат. voluntas, англ. will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие В. имело два основных значения: 1) способность… …   Философская энциклопедия

  • ДУША — (греч. psyhe, лат. anima) одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому… …   Философская энциклопедия

  • МУТАЗИЛИТЫ — (араб. отделившиеся, обособившиеся) представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), процветавшей в пер. пол. 9 в. Мутазилизм возник и получил первоначальное развитие в ходе диспутов мусульман с представителями …   Философская энциклопедия

  • АТОМИЗМ — (от греч. atomon – неделимое) атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей… …   Философская энциклопедия

  • Мутазилиты — (араб. المعتزلة‎‎  обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал адл ва таухид  люди справедливости и единобожия)  представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно… …   Википедия

  • HAЗ̣З̣АM — Абӯ Исх̣ак̣ Ибрахӣм Ибн Саййар, ан (ок. 760/765, Басра, Ирак – ок. 835/846, Багдад) – арабо мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. По некоторым сведениям, ан Наз̣з̣ам учился у знаменитого филолога ал Халӣла, а также у… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»