- МОНГОЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
- МОНГО́ЛЬСКАЯ ОБЩЕ́СТВЕННАЯ МЫСЛЬ
-
Особенности формирования обществ. мысли монг. народа проистекают из своеобразных особенностей формирования монг. нации, вобравшей в себя элементы культуры завоеванных монг. войсками стран и областей.До образования Монг. гос-ва (1206) среди монг. племен безраздельно господствовало шаманство, древняя религия монголов, оказавшая большое влияние на формирование общественной мысли в Монголии.После образования монг. гос-ва шаманство стало вытесняться новой религией – буддизмом (желтой верой), для проповеди к-рого привлекались тибетские ламы. Это привело к распространению ламаизма, чему способствовало также и то, что он очень упростил обрядность для масс верующих и включил в свой пантеон местных богов. Вместе с ламаизмом в Монголию стали проникать филос. трактаты буддийских монахов. Первое филос. соч. такого рода – "Разъяснение познаваемого" – написано Пагба-ламой Лодой Чжалцаном (1235–80). К 16–17 вв. ламаизм распространился по всей Монголии и стал офиц. религией. С этого времени начинается деятельность наиболее крупных и известных монг. философов, толкователей и комментаторов буддийских филос. трактатов Сумба Хамбо Еши Бальчжира, Балдана Цорчжэ, Агван Дандар Лхарамбы и Сахар Лубсан Сультима. Сумба Хамбо Еши Вальчжир (1704–88) – историк и философ, среди его трудов важное место занимают исследования по осн. проблемам буддийской философии. Балдан Цорчжэ в 1846 написал книгу в трех томах по истории философии с целью прокомментировать "Историю философии Индии" Гунчена Чжамьяна Шадпа Дорчже (1649–1723) – крупного тибетского ученого и философа. Балдан Цорчжэ разбирает около 570 филос. школ и направлений в Индии и особо выделяет буддийскую школу. Наибольшее место в книге занимает толкование и пропаганда идей столпов буддизма Нагарджуны и Асанги. Агван Дандар Лхарамба (Агван Дандар Алашанский) посвятил свои работы логике, философии и теории поэзии. Он разрабатывал вопрос об обосновании чужой одушевленности, причем ставил его в плане опровержения солипсизма.Агван Дандар дает также изложение буддийского идеализма, разбирает вопрос о познавании человеком своей собств. духовной жизни и пишет о мистическом (иогическом) восприятии. Сахар Лубсан Сультим тоже в основном комментировал и толковал буддийские филос. трактаты. Одним из гл. его соч. является комментарий на "Учение о мышлении" Асанги. В нем Сахар Лубсан исследует вопросы причинной связи в теории мышления, проблему отсутствия индивидуального "Я" в буддийской философии и излагает теорию воздержания от греховных поступков. В связи с этим рассматриваются вопросы об абсолютной и относит. истинах, о шести элементах интуитивного познания. Кроме того, он разбирает различие между махаянистской философией и философией хинаяны. В заключение автор пишет о том, что вещи состоят из множества дхарм, к-рые следуют друг за другом в непрерывной последовательности. Как и Асанга, он считает это важнейшим положением буддизма. Свое понимание махаянистской теории пустоты Сахар Лубсан Сультим излагает так: "Все пусто, потому что все, что существует, существует благодаря зависимому происхождению. А отсутствие самостоятельного или независимого показывает нереальность объектов, их пустоту" (Соч., т. 1, соч. No 25).Несмотря на засилье буддизма с его проповедью смирения и непротивления, в монг. народе жило стремление к свободе и независимости, нашедшее отражение в разнообразном устном народном творчестве. В распространенном в Монголии "Сказании о Гэсэре" воспевается Гэсэр – вождь простых людей, защищающий их от козней лам и князей.Исключительно большое внимание на развитие освободит. движения монг. народа оказала рус. революция 1905–07. Победа Окт. революции открыла монг. народу перспективу социалистич. развития. Под ее непосредств. влиянием в Урге (Улан-Батор) в 1919 образовались революц. кружки, пропагандировавшие в массах монг. народа идеи Октября. Их деятельность сыграла большую роль в формировании передовой обществ. мысли предреволюц. Монголии. На базе этих кружков была создана Монгольская народно- революционная партия (1921), идеологич. основой деятельности к-рой стал марксизм-ленинизм.Лит.: Васильев В., О нек-рых книгах, относящихся к истории буддизма, в библиотеке Казанского университета, в кн.: Уч. зап. имп. Академии наук по первому и третьему отделениям, т. 3, СПБ, 1855; Дармакирти, Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадевы пер. стибетского Ф. И. Щербатского, П., 1922; Лауфер Б. Очерк монгольской лит., пер. с нем., Л., 1927; Михайлов Г. И., Ленин о Монголии, в сб.: Памяти В. И. Ленина, М.–Л., 1934; Владимирцов Б. Я., Обществ. строй монголов. Монгольский кочевой феодализм, Л., 1934; Жамцарано Ц. Ж., Монгольские летописи XVII в., М.–Л., 1936, с. 70–78; История Монгольской Народной Республики, М., 1954; История Бурят-Монгольскрй АССР т. 1–2, Улан-Удэ, 1954–59; Банзаров Д., Собр. соч., M., 1955; Востриков А. И., Тибетская историч. лит., М., 1962; Mерпрет. Η. Я., Πашуто В. Т., Черепнин Л. В., Чингис-хан и его наследие, "История СССР", 1962, No 5.П. Хадалов. Улан-Удэ.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.