- МИЛЮТИН Владимир Павлович
- МИЛЮТИН Владимир Павлович
-
(1884–1938) – сов. экономист, политич. деятель, публицист, выступавший с работами по философии. С 1903 – в революц. движении, большевик (с 1910), неоднократно избирался в состав ЦК и ЦКК партии. На VI съезде РСДРП(б) выступал с докладом об экономич. программе партии. В 1917 опубликовал ряд статей в парт. печати, высоко оцененных Лениным (см. Соч., т. 25, с. 267). Нарком земледелия в первом составе Сов. пр-ва; в ноябре 1917 проявил колебания, вышел из состава Совнаркома и ЦК партии. После – на ответств. гос. и хозяйств. работе, один из руководителей Коммунистич. академии (зам. пред. президиума). Произведения М. посвящены вопросам экономики [нек-рые из них подверглись критике (см. В. И. Ленин, там же, т. 32, с. 114–22) ], социологии ("Сельскохозяйственные рабочие и война", 1917; "Капиталистич. рационализация и рационализация социалистическая", 1929) и философии.В кн. "Социалистич. этика" (1909) М. критиковал этич. теории Спенсера, Вундта, бурж. индивидуалистич. этику, противопоставляя им материалистич. понимание нравственности, принципы пролетарской этики. Статья М. (под псевд. Вл. Павлов) "О некоторых чертах философии А. Богданова" ("Просвещение", 1914, No 2) явилась первым критич. разбором работ Богданова о "философии живого опыта" и "тектологии". Отмечая определяющее значение работы Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в разгроме рус. махистов, М. раскрыл дальнейшую (после 1908) идеалистич. эволюцию Богданова и несостоятельность его возражений на ленинскую критику. По характеристике М., философию эмпириомонизма отличают субъективизм (отрицание объективной реальности и объективной истины), бурж. "обывательский" характер, родственный прагматизму (мнение группы как критерий истины), схоластичность (подмена изучения реальных связей и процессов искусств. "всеобщими" схемами и лингвистич. построениями), капитуляция перед религией (человек как "творец мира", "миростроительство", тождественное богостроительству). В ст. "Два направления" (под псевд. В. Павлов, в сб.: Под старым знаменем, 1916) М. поддержал ленинскую критику оппортунизма Бернштейна и рус. меньшевиков, раскрыл противоположность интернационалистич. характера марксизма и националистич. сущности ревизионизма.В филос. дискуссии конца 20 – нач. 30-х гг. М. выступал против механистич. и идеалистич. ревизии марксистско-ленинской философии, за разработку ленинского теоретич. наследия, связь философии с практикой социалистич. строительства ["О разногласиях на филос. фронте" (Доклад), "Вестн. Коммунистич. акад.", 1930, кн. 40–41; Заключит. слово, там же, кн. 42 ].Соч.: Аграрная политика СССР, М.–Л., 1929; История экономич. развития СССР (1917–1927), М.–Л., 1929; Борьба на аграрном фронте и социалистич. реконструкция с. х-ва, "Вестн. Коммунистич. акад.", 1930, кн. 37–38; Достижения культурного строительства СССР, М., 1933.Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 31, с. 358– 359; [Ольминский М. ], Три письма, "Пролетарская революция", 1922, No 4.А. Новиков. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.