- МАРИТЁН
- МАРИТЁН
-
(Maritain) Жак (1882-1973) — фр. религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, оказавший заметное влияние на эволюцию социальной доктрины католицизма. Последователь Л. Бергсона и Ш. Пеги. Романтический христианский утопизм последнего стал точкой философствования М, поставившего задачей новое осмысление филос. системы Фомы Аквинского, где значительную роль должны сыграть экзистенциальная философия (прежде всего философия жизни и персонализм), примирение благодати и природы, веры и разума, теологии и философии. Развиваемая М. концепция «интегрального гуманизма» — это своеобразное учение о человеческой личности и ее свободе, о «трансцендентных основаниях» жизни и культуры и вместе с тем программа перестройки зап. общества. Основные идеи «интегрального гуманизма» состоят в следующем: признание личностного начала высшей ценностью и личностная ориентированность общественной жизни; принцип коммунаторности, единения людей на основе общего блага; христианская «теистическая направленность» предполагаемых преобразований. Программа «интегрального гуманизма» М. подготовила платформу католического обновления, начавшегося после II Ватиканского собора (1962—1965).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- МАРИТЕН
-
(Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 29.4.1973, Тулуза), франц. религ. философ, представитель неотомизма. Был учеником Бергсона, в 1906 принял католичество.Всё развитие философии нового времени М. считал упадком и вырождением филос. мысли. Фигуры Лютера, Декарта и Руссо знаменуют для него последоват. торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса М. видел в возврате к ср.-век. «ясности» и надличной объективности. Выступая против интуитивизма Бергсона, М. .стремился примирить «...благодать и природу, веру и разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1347, p. 133).М. основал в Нью-Йорке спец. серию. издаий по проблемам «политич. философии» («Цивилизация»), где публиковал работы, критиковавщие совр. капитализм и бурж. демократию с позиций «христ. демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистич. преобразование общества. М. известен также своими работами в области искусства и педагогики.Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanis-rae integral, P., 1936; Clmstianisme et democratic, N. Y., 1943.; Trois reformateufs, P., 1947; Art et scolastique, P., 1-947; Reflexions sur l'Amerique, P., 1958; Pour une Philosophie de l'idayation, P., 1959; La philosophic morale, P., 1960; La Philosophie dans la cite, P., I960; Dieu et la permission du mal, P., 1963; L'intuition creatrice dans l'art et dans la pocsie, P., 1976.Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в.,М., 1970, с. 173—201; Ярошевский Т. М., Личность и общество, пер. с польск., М., 1973; С а х a p о в а Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с· 147—78; К о s s i Е., Il pensiero politico di J. Mafitain, Mil., 1956; S i m on s e n V. L., L'esthetique de J. Maritain, Cph., 1956; G a l l a g h er D. and G a 1 l a K h e r I., The achievement of Jacques and Raisia Maritain: A bibliography (1906—1961), N, ? 1962; TOrn-i.G,., La filosofia deua storla nel pensiero politico di Jacques Starttain, Bologna, [1965]; Fecher'Ch. A., The philosophy of J, Jfarl-tain, N.. Y., 1969.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- МАРИТЕН
-
(Maritain)Жак (род. 18 нояб. 1882, Париж – ум. 29 апр. 1973, Тулуза) – франц. философ; с 1913 по 1940 – профессора Institut catolique (Париж), до 1944 – в Institut d'etudes medievales в Торонто (Канада), с 1945 по 1948 – франц. посол в Ватикане, позже – доцент в Принстонском ун-те (США). Указал путь через Декарта, Лютера, Руссо и критицизм назад, за пределы «современного», путь к Фоме Аквинскому. Маритен является вождем неотомизма. Осн. его произв.: «Antimoderne», 1922; «Trois reformateurs», 1925 (Лютер, Декарт, Руссо); «Religion et culture», 1930; «Le Docteur Angelique» (o Фоме Аквинском), 1930; «Distinguer pour unir ou Les degres du savoir», 1932; «Humanisme integral», 1936; «La philosophic bergsonienne», 1914; «Raison et raisons essais detaches», 1947; «De Bergson д Thomas d'Aquin», 1944; «Court traite de l'existence et de l'existant», 1947; «L'Homme et l'etat», 1953.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- МАРИТЕ́Н
-
(Maritain), Жак (р. 18 ноября 1882) – наиболее влиятельный представитель совр. неотомизма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сорбонне, где первоначально примкнул к учению Бергсона. Сначала был протестантом, в 1906 принял католичество. С 1914 – проф. Католического ин-та в Париже, с 1933 – Ин-та средних веков в Торонто (Канада), в 1941–42 – Принстонского ун-та и в 1941–44 – Колумбийского. С 1945 по 1948 был франц. послом в Ватикане. С 1948 вновь живет в США, преподает в Принстонском ун-те.Филос. кредо М. полностью совпадает с осн. идеями томизма. Свою гл. задачу М. видит в примирении теологии и философии, веры и разума на новом историч. этапе. М. пытается осуществить этот компромисс, беря за основу богословско-схоластич. учение Фомы Аквинского. М. считает, что "святой Фома Аквинский является апостолом нового времени..." Он – "пророк разума" (см. "De Bergsonà Thomas d'Aquin", P., 1947, p. 132). Все развитие антисхоластич. философии нового времени начиная с Декарта М. считает упадком и вырождением филос. мысли. Выступая против пренебрежения к разуму (в частности, против учения Бергсона), М. в то же время сам проповедует синтез логического и алогического, рационального и иррационального, стараясь примирить "...благодать и природу, веру и разум, теологию и философию..." (там же, р. 133). Но такая "гармония" осуществима только при отказе от приоритета разума и подчинения его вере. Свою философию М. называет "критическим реализмом" и противопоставляет ее рационализму Декарта. Но "реальность" у М. не совпадает с "материальностью", а неизмеримо шире, т.к. включает в себя и духовное, и, как производное от него, – материальное. Истинным бытием якобы обладает именно духовный мир; материальный, физич. мир есть реальность "второго порядка", – он не суверенен, а подчинен духовному миру и зависит от него. Такое удвоение мира позволяет М., формально не отказываясь от достижений науки, установить предел науч. познания. Наука имеет собств. объект – физич., реальный мир, но "над" этим естеств. миром существует другой – сверхъестеств. мир, недоступный рацион. познанию. Фактически концепция М. является одной из форм объективного идеализма.Уделяя большое внимание социологич. и социально-политич. вопросам, М. основал в Нью-Йорке спец. серию по проблемам "политической философии" ("Цивилизация"), где публиковал работы, к-рые под видом критики совр. капитализма и бурж. демократии пропагандировали традиц. идеи т.н. "христианской демократии". Отрицая объективную естественно-историч. законо-мерность развития человеч. об-ва и утверждая, что основой общества являются стремления "бессмертной души", руководимой "евангельской инспирацией", М., таким образом, выступает против революц. пути преобразования общества.Соч.: Antimoderne, Р., 1922; La philosophie bergsonienne, 2 éd., P., 1930; Le songe de Descartes, P., 1932; De la philosophie chrétienne, P., 1933; La philosophie de la nature, P., 1935; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme intégral, P., 1936; Eléments de philosophie, P., 1939; Christianisme et démocratie, N. Y., 1943; Principes d' une politique humaniste, P., 1945; Trois réformateurs, P., 1947; Art – et scolastique, P., 1947; Religion et la culture, P., 1947; Raison et raisons, P., 1947; La signification de l' athéisme contemporain, P., [1949 ]; La dialectique de Hegel, "Nouvelle Rev. Française", 1957, année 5, No 49, 50; Réflexions sur l' Amérique, P., 1958; Pour une philosophie de l'éducation, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cité, P., 1960.Лит.: Ойзерман Т. И., Неотомизм – философия совр. реакционной буржуазии, М., 1959; Быховский Б. Э., Неотомизм – совр. философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистский обскурантизм, в сб.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Долгов К. М., Социальный смысл эстетич. концепции Ж. М., "Вопр. философии", 1963, No 11; Аrсhambault P., J. Maritain, в его кн.: Jeunes maîtres, P., 1926; Maritain volume of the "Thomist". Dedicated to J. Maritain on occasion of his sixtieth anniversary, N. Y., 1943; Padellaro M., Maritain. La filosofia contro le filosofie, Brescia, 1952; Сrоteаu J., Las fondaments thomistes du personalisme de Maritain, Ottawa, 1955; Rossi Ε., Il pensiero politico di J. Maritain, Mil., 1956; Simоnsen V. L., L'esthétique de J. Maritain, Copenhague, 1956; Вars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Gallagher D. and I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain, N. Y., 1962.T. Сахарова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- МАРИТЕН
-
МАРИТЕН (Maritain) Жак (18 ноября 1882, Париж- 29 апреля 1973, Тулуза) — французский философ-неотомист. Получив воспитание в протестантской среде, Маритен провел юность в интеллектуальных и нравственных исканиях, связанных с неудовлетворенностью современным ему состоянием философии и с ощущением кризиса европейской цивилизации. Выход был найден в принятии католичества (в 1906; под влиянием Леона Блуа) и в обращении к философии Фомы Аквинского. Последующие годы были посвящены активной научной, преподавательской и общественной деятельности: с 1914 — профессор Католического института (Париж); в 1940—45 работал в Принстонском и Колумбийском университетах (США); в 1945—48 — посол Франции в Ватикане; в 1948—60 — профессор Принстонского университета. В 1958 открылся Центр Жака Маритена по изучению томизма в Нотр-Даме (США).Маритен стремился к аутентичному, но актуализирующему прочтению трудов Фомы Аквинского (сам он называл себя не неогомистом, а палеотомистом), однако его мысль была принципиально открыта для диалога с различными философскими системами (Маритен испытал особое влияние Бергсона) и с современными гуманитарными науками — антропологией, психологией и социологией, а также биологией (прежде всего влияние эмбриогенетической теории неовитализма Г. Дриша).В основе метафизики Маритена лежит понятие “бытия как бытия”. Мироздание, согласно Маритену, состоит из единичных конкретных бытийствующих вещей, имеющих своей причиной высшее бытие — Бога. Эти вещи представляют собой неисчерпаемые сверх-объективные субъекты, объективируемые интеллектом на первом этапе их познания — при “простом схватывании”. Т. о. порождается мир объектов. Однако томистская теория познания, основной принцип которой — “истина следует бытию вещей”, не останавливается на этом этапе. Уже чувственное постижение мира позволяет нам воспринимать вещи как сущие, хотя при этом не происходит понимания самого “акта существования”. Только интеллект, осуществляя экзистенциальное суждение (а экзистенциальным является, по Маритену, и предикативное суждение), интенционально переживает тот самый акт бытия, которым бытийствует вещь. Более того, постижение интеллектом акта бытия вещей является необходимым для достижения ими совершенной степени бытия. И если объект является интеллигибельным моментом превосходящего любую объективацию субъекта, то постижение бытия субъекта в суждении можно назвать сверх-интеллигибельным и даже в какой-то мере мистическим актом, погружением интеллигибельного в сверх-интеллигибельное. Вместе с тем доступ к понятию “бытия” обеспечивает погруженность субъекта в бытие, благодаря которой осознается первичная неотделимость акта существования и того, что существует. Поэтому если “простое схватывание” идеи предшествует составлению экзистенциального суждения как материальная причина, то суждение первично как причина формальная.Хотя Маритен называл процесс постижения бытия “третьей абстракцией” (после физической и математической), это не следует понимать как увеличение степени абстрактности при переходе от естественных наук к математике и далее к метафизике: каждый из этих видов познания имеет дело со своим особым способом схватывания реальности. Метафизика рассматривает сущее вне материальных условий, вне времени и пространства, но ее предмет не универсальное бытие как абстрактный момент эмпирически схватываемого сущего, а сам индивидуальный акт бытия, недостижимый для естественнонаучного знания, ограниченного в силу того, что оно основано на установлении соответствия между данными чувственного опыта и их теоретическим описанием. Помимо теоретического познания, Маритен обращается к моральному и поэтическому опыту, в котором человек также имеет дело с бытием в качестве блага и красоты. Этот опыт относится к сфере практической философии и направлен (в отличие от теоретической) не на уже существующие вещи, а на то, чтобы приводить вещи (или поступки) к существованию. Практическое нравственное действие отличается от теоретического акта тем, что оно осуществляется в уникальных условиях “здесь и теперь” и в силу этого не может иметь прецедентов. Оно требует напряжения всего человека, не только его интеллекта, но и воли, наделяющей действие нередуцируемой (к предписаниям, советам, давлению жизненных обстоятельств и т. д.) свободой. Действие осуществляется в соответствии с неявным знанием, известным нам благодаря склонности или сродству. Зачастую нравственное действие выглядит иррациональным, отрицающим обычные стандарты поведения, что ярко проявляется во многих поступках христианских святых. Однако это не отрицает важность универсальных норм — они составляют единство с индивидуальными актами. Кьеркегоровский “рыцарь веры” Авраам, даже совершая “абсурдное” действие, следовал универсальному правилу: “Ты должен повиноваться Богу”. Устранение же универсальных законов привело бы, по Маритену, и к устранению свободы.Поэзия (которую Маритен понимал не как вид литературы, а как особую форму открытости бытию) и творческая деятельность также активно создают автономный мир, выражая бытие и сущность того, кто творит. Однако сущность творца может выявиться только тогда, когда его бытие особым, поэтическим, образом коммуницирует с бытием преходящих вещей, стремясь сохранить их в вечности. Это устремление к вечности, к бытию как таковому, позволяет поэтическому произведению говорить больше, чем оно есть. Маритен находился в дружеских отношениях со многими деятелями искусств различных направлений, признавая важность многообразия творческого опыта.Маритен также считал, что философ и христианин должны занимать активную политическую позицию. Он посвятил ряд произведений политической теории, оценке текущей ситуации и поиску выхода из кризиса европейской цивилизации. По Маритену, кризис может быть преодолен только на путях христианского “интегрального гуманизма”, утверждающего человека как наделенного свободной волей и разумного существа, осуществляющего свой выбор перед лицом Бога. Человеческую личность (которую Маритен отличал от индивидуальности) он считал более онтологически значимой, чем какое-либо социально-политическое образование, в силу обладания ею субсистентной душой, причастной высшему бытию.Философия культуры, политики, а также истории составляет наиболее оригинальный вклад Маритена в развитие томизма. Однако он всегда оставался верным основным онтологическим положениям Фомы Аквинского, применяя их к решению современных проблем.Соч.: De Bergson à Thomas d'Aquin. P., 1927; Court traité de l'existence et de l'existant. P., 1947; Creative Intuition in Art and Poetry. N. Y., 1953; Distinguer pour unir, ou Les degrés du savoir. P., 1932; Humanisme intégral. P., 1936; Le songe de Descartes. P., 1932; Man and the State. Chicago. 1951; Sept Leçons sur l'être. P., 1934; The Range of Reason. N. Y, 1952; Метафизика и мистика. — “Путь”. Париж, 1926, № 2; (персчзд.: М.. 1Ч92); Ответственность художника. — В кн.: Самосознание европеископ культуры XX в. М., 1991; О человеческом знании. — “ВФ”, 1997, № 5; Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли, реферативный сборник. М., 1992; Философ в мире. М., 1994; Философия прав человека. — В кн.: Европейский альманах, 1992: История. Традиция. Культура. М., 1992. Лит.: Губман Б. Л. Кризис современного неотомизма. Критика неотомистской концепции Ж. Маритена. М., 1983; PhelanG. В. Jacques Maritain. N. Y., 1937; Стаей}. Les Fondements thomistes du personnalisme de Maritain. Ottawa, 1955.К. В. Бандуровский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.