- АНТАГОНИЗМ
- АНТАГОНИЗМ
-
(от греч. antahonisma — спор, борьба) — противоречие, для которого характерна острая непримиримая борьба враждующих сил, тенденций. Термин «А.» употреблялся в религиозных системах, применительно к борьбе добра и зла, в филос. учениях И. Канта, А. Шопенгауэра, К. Маркса и др.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- АНТАГОНИЗМ
-
(от греч. — спор, борьба), одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Термин «А.» в значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра и зла), в филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В таком же значении он применяется в биологии, математике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в рабовладельч., феод., капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к социализму, показал, что А. разрешаются путём классовой борьбы, формы и содержание которой определяются конкретно-историч. условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения являются «... последней антагонистической формой общественного процесса производства...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчёркивал, что «антагонизм и противоречие совсем не одно и то же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сб. XI, 1929, с. 357).см. также Противоречие.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- АНТАГОНИЗМ
-
(от греч. antagonizesthai – бороться друг с другом)противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор. Антагонисты – противники, оппоненты.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- АНТАГОНИЗМ
-
(от греч. ἀνταγωνίζομαι – борюсь против кого-либо или чего-нибудь) – одна из форм противоречия, характеризующаяся наивысшей остротой борьбы непримиримо враждебных тенденций, сил, обществ. классов, к-рая с неизбежностью приводит к такому радикальному способу разрешения противоречия, как революция. А. специфичен для рабовладельческой, феодальной и капиталистич. формаций, которые основаны на А. классов, причем существование угнетенного класса составляет "жизненное условие существования" каждого из этих обществ (см. Антагонистические формации). Маркс писал, что до тех пор, пока существует капитализм, "антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию. Впрочем, нужно ли удивляться, что общество, основанное на противоположности классов, приходит, как к последней развязке, к грубому п р о т и в о р е ч и ю, к физическому столкновению людей?..Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, с о ц и а л ь н ы е э в о л ю ц и и перестанут быть политическими революциями"(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 184–85). См. Антагонистические противоречия.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АНТАГОНИЗМ
-
АНТАГОНИЗМ — неразрешимое в данных условиях противоречие. Различаются социальные и индивидуальные антагонизмы. Социальные антагонизмы занимают существенное место в марксистской социальной философии (историческом материализме), с т. зр. которой первопричины таких противоречий коренятся в частной собственности. Поэтому классовая борьба как форма разрешения социальных антагонизмов свойственна всей истории вторичной общественной формации и завершается революционным преобразованием общественного строя. Начавшаяся во 2-й пол. 20 в. глобализация экономики снимает остроту антагонистического противостояния труда и капитала в развитых странах (в первую очередь за счет неэквивалентного обмена с зависимыми от них странами). Но этот процесс не разрешает социальные антагонизмы, воспроизводящиеся в мировой системе. Индивидуальные антагонизмы обнаруживают себя в интернационализации организованной преступности, коррупции, в экстремизме и т. п. В конечном счете индивидуальные антагонизмы обусловлены социальными причинами: отчуждением человека от собственности, власти и культуры.Ю. К. Плетников
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.